Rambler's Top100

Сайт Яна Ивановича Колтунова

 

Ян Иванович Колтунов  О фильме «Дорога к звёздам

По просьбе Бориса Валериановича Ляпунова я в 1953-1956гг. неоднократно обсуждал с ним, редактировал и рецензировал 5 (пять) вариантов сценария фильма «Дорога к звёздам» - второго научно-популярного и научно-художественного фильма по астронавтике, вышедшего в СССР.

Я консультировал сценаристов в процессе составления первого варианта и последующих вариантов улучшения сценария, многократно встречался и беседовал с Б.В. Ляпуновым, он приняли много моих советов и поправок,  что по мнению сценаристов способствовало существенному повышению научно-технического уровня содержания, художественных достоинств и качеств фильма.

Б.В. Ляпунов, как и я, окончил Московский Авиационный Институт (МАИ) имени С. Орджоникидзе, он окончил самолётостроительный факультет, а я – моторостроительный (реактивное отделение) в 1948 г. Он участвовал активно в работе организованного и руководимого мною в 1943-1945 гг. межфакультетских Стратосферной Секции и Отделения Авиационного научно-технического общества Студентов (АНТОС) МАИ. Выступал, как и я, на научно-технических конференциях АНТОС с научными докладами по выполненными нами научно-исследовательским инициативным работам: он – в области истории ракетной науки и техники, я – в области ракетной науки, техники и космонавтики. Мы не раз обсуждали с ним проблемные вопросы, связанные с подготовкой и техническим осуществлением ракетных и космических полётов, развитием новой техники. Необходимость создания фильма по ракетной технике и подготовке технического осуществления космических полётов представлялась чрезвычайно актуальной еще в период обучения в МАИ. В 1948 г. по приглашению М.К. Тихонравова я стал работать в НИИ-4 в создаваемой им Группе по обоснованию пакетов ракет любой дальности полёта и искусственных спутников Земли. Немного позже туда же был приглашен и Б.В. Ляпунов, который продолжал специализироваться по истории ракетной техники и космонавтики и других видов истории науки. В 1954 г. я консультировал его работу над научно-популярной книгой «Открытие мира», связанную с подготовкой ракетных и космических полётов. Используя свои проработки и несколько частей моего дипломного проекта, связанных с освоением стратосферы и применением ракет для освоения и изучения атмосферы прямыми методами при консультациях со мною, он издал несколько научно-популярных книг: «Рассказы о ракетах», «Рассказы об атмосфере», а затем полностью переключился на работу писателя и сценариста. Мне запрещалось в тот период, как работавшему в особенно секретной области, связанной с необходимыми стране ракетами любой дальности полёта в условиях напряженной «холодной войны», издавать свои открытые материалы  по ракетной технике. И я старался помочь Б.В. Ляпунову, работавшему вне сферы жесткого влияния военных, как свободный писатель – автор научно-популярной литературы, в подготовке его книг и упомянутого сценария, связанных с ракетной техникой и космическим полётом.

До работы над сценарием

Как известно, сценаристов и создателей первого советского фильма по астронавтике «Космический рейс» консультировал Константин Эдуардович Циолковский. Сценарий этого фильма написал –А. Филиппов, режиссёром фильма был В. Журавлёв.

Фильм «Космический рейс» был чёрно-белым.

Производство: Мосфильм, 1935 г.

Фильм «Дорога к звёздам» был первым цветным научно-популярным и научно-художественным отечественным фильмом по астронавтике – космонавтике, по освоению космоса.

Сценаристы: Б. Ляпунов и В. Соловьёв

Режиссёр – П. Клушанцев

Консультант на этапе создания и отработки сценария и рецензент – Я. Колтунов.

Производство: Ленинградская студия научно-фантастических фильмов, 1956-1958 гг.

К сожалению, о фильме «Дорога к звёздам» почти забыли, а его было бы целесообразно показать по телевидению, как первый цветной фильм по космонавтике в период начала становления космической эры.

. Моё имя как консультанта в вышедшем фильме, показанном на экранах страны, указано не было в связи с тем, что я работал в закрытой организации. Однако мне был выплачен по инициативе Б.В. Ляпунова гонорар за редактирование.

Фильм на экранах привлёк внимание большого числа зрителей. Оно предварял и характеризовал многие направления и начала фактического открытия эры технического освоения космоса с использованием ракетной техники – эры практической космонавтики.

 

 

 

"Техника-молодежи" №3-1958 с.24-25

ФИЛЬМ О ШТУРМЕ НЕБА

 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — эта китайская пословица приходит на ум, когда смотришь новый цветной фильм «Дорога к звездам»1.

1 Авторы сценария Б. В. Ляпунов и В. Н. Соловьев, режиссер-постановщик П. В. Клушанцев, оператор М. А. Гальпер, операторы комбинированных съемок А. В. Лаврентьев и А. М. Романенко.

Нет в наше время более благодарной темы для фантастического романа, для научно-популярного фильма, чем тема путешествия в космос. Страстная любознательность сотен миллионов людей к вопросам астронавтики была зажжена великим событием, происшедшим у нас в стране, — запуском первых советских искусственных спутников Земли.

Фильм «Дорога к звездам» вышел на экраны необыкновенно своевременно — именно тогда, когда он был нужнее всего. И это стало первой причиной, обусловившей его большой успех. Не часто научно-популярный фильм может соперничать с фильмами художественными по количеству привлеченных зрителей. «Дорога к звездам» завоевала киноаудиторию столь же широкую, как и многие художественные кинокартины. Секрет такого успеха обусловлен и достоинствами самого фильма, которые позволяют считать картину не просто научно-популярной, но научно-художественной. Их немало.

И главным, пожалуй, является удачное сочетание высокого научного уровня сценария с выразительной художественной постановкой.

Сценарист и режиссер-постановщик постарались насытить научным содержанием и в то же время сделать увлекательным каждый эпизод фильма.

Фильм получился энциклопедичным, широким по охвату. Он оживляет главнейшие этапы истории советской ракетной техники, воссоздает образ К. Э. Циолковского (его играет заслуженный артист РСФСР Г. И. Соловьев), рассказывает о спутниках, заглядывает в будущее, переносит нас на обитаемый спутник, на завоеванную человеком Луну.

Блестящие комбинированные съемки заставляют кинозрителя почувствовать скорость ракет, глубину и дали межпланетного пространства.

Стремление охватить все вопросы астронавтики породило и недостаток фильма — нежелательную сжатость кинорассказа. Первая половина картины, где зачастую беглыми приемами киножурнала показан арсенал идей и средств полета в космос, получилась более художественной, чем вторая половина, где весь этот арсенал приведен в действие.

Однообразие приемов, медлительность сценария в описании обитаемых спутников и полета на Луну не дают зрителю пищи для размышлений и ослабляют его интерес к этой части фильма.

Авторы фильма увлеклись в этой части «бесконфликтным» показом, общей демонстрацией техники и словно забыли о зрителе, которому интересно было бы увидеть эту же технику в сюжетных столкновениях. На примере, скажем, аварии можно было бы раскрыть и опасности межпланетного пространства и средства борьбы с ними, а главное — захватить зрителя.

«Дорога к звездам» всего-навсего второй по счету фильм об астронавтике, если первым считать вышедший в 30-х годах «Космический рейс». Непростительно мало! Не один и не два, а сто раз хотел бы наш зритель увидеть на экранах фильмы о смелых, дерзких людях и о технике, штурмующей небо. Писатели и кинематографисты должны создать такие фильмы.

Фильм "Дорога к звёздам"

Фильм "Дорога к звёздам"

Стройное тело космической ракеты медленно приподнялось над Землей и с оглушительным грохотом устремилось ввысь (1-й кадр). Вот она разогналась до скорости 8 км в сек., вышла на круговую орбиту, опоясывающую земной шар, и, заглушив двигатели, превратилась в искусственный спутник Земли. Наступило состояние невесомости, и астронавтам пришлось учиться передвигаться в совершенно необычных условиях (2-й кадр).

Успешные полеты людей в ракетах позволили небесным монтажникам, одетым в скафандры, приступить к сборке большого обитаемого спутника (3-й кадр). И вот он уже мчится по орбите (4-й кадр), ловя своими рефлекторами потоки солнечных лучей и превращая их энергию с помощью полупроводниковых элементов в электричество. Чтобы устранить явление невесомости, спутнику придали форму кольца заставили его вращаться. Оранжерея, различные лаборатории, службы Солнца предсказания погоды на Земле — все это есть в заоблачном «институте». Вот объектив киноаппарата заглядывает внутрь кольца (5-й кадр), и мы видим научный коллектив спутника, который, прильнув к иллюминаторам, с волнением провожает своих товарищей в первый полет на Луну. Ракета для этой цели собрана здесь же, на спутнике, из деталей, доставленных с Земли (6-й кадр). Приблизившись к Луне, ракета поворачивается к ней кормой (см. цветной рисунок) и, тормозя струей газов, осторожно садится на раскинутые фермы — «ноги». Луна завоевана! Астронавты вышли Луну (7-й кадр).