Rambler's Top100

Сайт Яна Ивановича Колтунова

Я.С.Лапин: - Уважаемый Ян Иванович! Каждая встреча с Вами оставляет очень большое впечатление, приносит большую пользу, углубляет знания и укрепляет дух. Знакомство с фактами лежащими на грани фантастики, например, Ваше общение с дельфинами просто удивляет всегда и заставляет вновь и вновь продумать как свою жизнь, так и жизнь окружающих. Я хотел бы просить Вас, если можно, поделиться некоторыми своими воспоминаниями и соображениями по вопросам, которые Вам представляются интересными.

Я.И.Колтунов: - Я говорил в сегодняшнем выступлении на Чтениях о комплексном коммунистическом самопрограммировании, или можно его назвать культурным самопрограммированием, или космическим самопрограммированием. Выход в Космос человечества, а мы являемся непосредственными участниками этого выхода, подготовил техническое осуществление космических полетов, поставил целый ряд теоретических, комплексных, экспериментальных, научных, технических, технологических, экологических, организационных, политических, социальных и, конечно, психологических и философских проблем, причем, проблема философии, как практики жизни.

Выход в Космос налагает на землян, на всех нас, целый ряд требований, прежде всего требований к себе. На этих Чтениях много говорилось о проблемах самоорганизации Вселенной, об антропном принципе. В то же время, вопросы устремленности в этих формах взаимодействия материи к себе самому, к обществу, практически не освещены, а здесь очень много интересных вещей, которые уже имеют место в настоящее время.

Анализ исторического и современного опыта показывает, что, прежде всего, для того, чтобы человек стал развиваться, для того, чтобы он отвечал тем требованиям, которые предъявляет к нему Космос, он должен осуществить в себе целый ряд преобразований и прежде всего пробудить самосознание. Это требование является основным у всех древних школ к Человеку Высокому, человеку Ищущему, человеку, который отвечает за все, который является уникальной частью Вселенной и в то же время необходимой частью Вселенной. Это осознание себя частью Космоса, диалектического единства и взаимовлияния макро- и микрокосмоса, ответственность каждого не только в земном, но и в космическом плане, за свои дела, поступки, слова, мысли, труд, культуру, здоровье, самообучение, потребление, общественную активность, за семью, производственный коллектив, государство, нацию, народ и т.д. за все сущее, является основой для продвижения и развития каждого, и личности, и общества, страны и человеческой цивилизации в целом. Подъем сознания до уровня общественного сознания и расширения самосознания до уровня космической ответственности за всю цивилизацию становится все более актуальной задачей, особенно в связи с так называемыми глобальными, в частности, экологическими проблемами, и поэтому, на мой взгляд, все методы воспитания и самовоспитания человека Разумного должны это учитывать, как основу цивилизованности, нравственного становления личности. Приобретение человеком хорошего здоровья принципиально создает условия для дальнейшего неограниченного гармонического социального и прикладного в какой-то одной или избранных областях развития человека в интересах общества и, конечно, в интересах и самого человека. Человек Разумный или homo sapiens, он станет, видимо, совершенствующимся в течение всей своей жизни, т.е. человеком постоянно развивающимся. Его можно назвать homo per petuum eхesec или homo eхeiseo просто, или продолжающимся развиваться, можно назвать его homo sopiens cosmievs, т.е. человек, развивающийся в интересах всего Космоса. И вот это является, на мой взгляд, главной целью развития нашего общества и это должно стать такой целью, по моему глубокому убеждению,- всесторонее развитие каждой личности в общих интересах, т.е. развитие возможностей, чувств, сил или сущностных сил по Марксу. Этот взгляд на человека развивающегося родился, конечно, не сейчас, а в глубокой древности, назывался руководителями этих древних школ, которые не считали необходимым для человека изолироваться от общества, а наоборот, быть в гуще ответственности за все сущее, за весь мир, за все, что творится у нас на Земле и в Космосе.

Считают, например, что человек современный не использует те возможности, которые заложены в нем. В системах подготовки человека Продвинутого или Развивающегося в древней Индии, например, говорилось и были широко распространены взгляды о том, что специальной тренировкой человек может вместо известных пяти чувств или сидх обрести 48, в тибетской системе вместо тех же пяти чувств человек мог получить, с помощью специальных методов, семьдесят два. Под каждым новым чувством понимались новые силы, способы или возможности взаимодействия человека с окружающим миром, природой, с макро- и микрокосмосом, т.е. устремленное внутрь /микромир/ и вовне /макромир/.

Это я думаю представляет огромный интерес для нашего общества, для нашего времени и в практике нашей жизни. Особенно интересно то, что получение этих возможностей или даже одной какой-то возможности требует перехода человеком определенной грани готовности, т.е. человек должен быть подготовлен к этому переходу за счет пробуждения самосознания, т.е. активации своей личности в интересах общества, должен быть настроен на постоянную подготовку, реализацию в себе исторического опыта, изучить этот опыт, учитывать его и относиться с уважением к этому опыту, относиться с уважением к пути каждого, к уровню развития, этапности каждого, не проявлять в себе отрицательных качеств, а, наоборот, формировать в себе все больше и больше положительных качеств.

Были поэтому сформированы определенные взгляды на создание аутомоделей, т.е. аутомодель человека Развивающегося. Известно, что во всех языках имеется много терминов, много слов, которые характеризуют качества личности человека. Количество этих слов достигает очень большого процента - от трех до десяти процентов в каждом языке. Причем, интересно, что отрицательных качеств больше, чем положительных, примерно, от полутора до двух раз. Но, тем не менее, именно положительные качества определяют формы оптимизации состояния человека и улучшения его взаимодействия с окружающим миром для формирования самого себя.

Интересно также представление о том, что человек формирует себя к активности социальной, переходит к новым, все более усложняющимся системам и эти системы вызывают большую ответственность человека.

Раньше было любопытное представление о карме, карме системы. Этой системой может быть один только человек, может быть его семья, может быть трудовой коллектив или общество, нация, народ и т.д. т.е., чем выше его социальные функции, нагрузки, тем большую ответственность он на себя воспринимает и тем больший груз отрицательных поступков он должен пережечь, пережечь, мобилизуя все общество на это, мобилизуя самого себя, не идя на уступки по отношению, прежде всего, к самому себе, к тем отрицательным качествам, которые есть в каждом.

И вот эта модель для каждого человека реально создана. У нас намечены даже пары контркачеств или даже триады этих контркачеств, которые позволяют противопоставить одно другому и каждому человеку оценить свой уровень в каждый момент времени. Можно это делать, естественно, периодически, осуществлять самоконтроль, самооценку в продолжение своей деятельности.

Я сегодня в этом выступлении говорил о количественных программах, которые мы используем: программы самоконтроля, программы саморазвития, программы самооценки.

 Это три большие группы программ, которые с использованием различных форм аутотренинга /мы используем и статический, и динамический аутотренинг, и музыкальный, и трудовой, и социальный, и эстетический/ позволют сформировать новые качества более быстро,чем например, за счет простого повторения кем-то на лекциях.

В состоянии аутотренинга, в состоянии самопогружения, формирования определенных аутопрограмм человек может воспринимать эти новые самоустановки в состоянии глубокого расслабления гораздо быстрее, и это осуществляется рядом наших клубов. Люди становились не просто воспринимающими ту или иную информацию, они становились людьми умелыми, на том уровне знаний, которые передавались им более опытными товарищами в состояниях, которые позволяют обучение ускорить. Это тоже очень интересно и не случайно у нас в Калининграде клуб вырос до уровня 4200 человек всего за семь месяцев, причем даже при большом количестве ограничений, которые налагались местными возможностями.

Эта система самовоспроизводящаяся еще и в связи с тем, что каждый у нас становится ведущим, т.е. готовился к тому, чтобы программу, эти установки /социальные, трудовые, морально-этические, нравственные/ не только реализовать в себе, но и передать другим, т.е. он научался вести группу, например, в динамическом и в статическом аутотренинге, мог сам показать, т.е. не только рассказать что-то, но и показать, т.е. каждый мог быть руководителем клуба, руководителем группы.

В результате этой деятельности за такой небольшой срок и несмотря на активное противодействие некоторых, может быть, не особенно дальновидных людей /я думаю, что этот вопрос будет, в конце концов решен в положительном плане/, образовалось большое количество самостоятельных самодеятельных групп. Это, на мой взгляд, имеет большое значение. Здесь конечно, есть целый комплекс направлений и разделов комплексного коммунистического самопрограммирования, или КСП, как мы кратко называем, т.е. ознакомление с идеями и методиками самопрограммирования, прежде всего, обычного человека, здорового. Но они годны, как свидетельствует множество заключений, и для тех, кто страдает чем-то и содействует дальнейшему пробуждению, становлению личности и гармоническому мироощущению каждого, укреплению здоровья, повышению общей культуры труда и отдыха, общения и потребления, обучения и самообучения, психофизиологической устойчивости каждого, в каком бы возрасте он ни находился. Эти идеи и методики будут, конечно, способствовать росту личного и общественного самосознания.

Основные направления эти следующие:
-жизненные установки и программы КСП;
-Морально-этические компоненты КСП;
-психологическая настройка;
-понятие об аутопрограммах и самопрограммировании;
-элементы самоконтроля, самооценки, подготовки к занятиям, освоение методов расслабления, концентрации внимания, элементов самообучения.

В этих формах, с использованием определенных технических средств и личностных возможностей даются знания для использования в семьях, с товарищами ит.д.

-элементы управления биоэнергоинформационными процессами, элементами дыхания, которые непосредственно связаны с этими процессами, обучение управлению чувствами, поведенческими установками.

Освоение каждой новой способности, или, как древние говорили, чувства, требует новых уровней самоконтроля, т.е. новых уровней этики, морали, нравственности. Чтобы представить себе значение новых способностей, допустим, например, что человек потерял зрение. Это трагедия, в то же время, если он, не имея зрения, его получил, это, конечно, колосальное благо, или, если он получит еще какое-то новое чувство, новую возможность. А таких возможностей по всем древним методам очень много и они, конечно, представляют несомненно ценность и интерес.

Здесь много можно говорить об этом. Нужно сказать и о других направлениях. Если хотите, я могу и дальше привести некоторый перечень: - основные программы, простые и сложные;
- элементы закаливания, водные процедуры, элементы климатогигиены, музыкальный тренинг, тепловой и радиационный режимы, акупунктура и комплексное самопрограммирование -тоже чрезвычайно интересная область - за счет концентрации внимания- т.е. можно говорить не акупунктура, не чжень-цзю терапия, не прижигание, не новые элементы и формы, которые использовались в тибетской медицине, или в аюрведе - индийской системе знаний о здоровье, или в шиатсу -в японской системе - использование точек пунктуры или прессуры,- но и за счет концентрации внимания возможно воздействие и самовоздействие на определенные точки, их активация, или, наоборот, пассивация, регулирование и т.д. Это развитие высших психических функций - колоссальная область, которая представляет интерес; развитие элементов творчества, т.е. уже элементов духовности, потому что творческий процесс формирует духовное развитие личности;
-активное долголетие, развитие возможности взаимодействий с окружающей средой, т.е. с природой, потому что каждая новая возможность, каждое новое чувство расширяет эти возможности.

Естественно антропный принцип, о котором говорилось много на Чтениях, в этих условиях, при количественном развитии чувств, может быть развит неограниченно. Даже те представления об онтропном принципе в природе, о самоорганизации природы, которые сейчас развиваются, тоже вызывают огромную проблематику, даже применительно к тем пяти чувствам, которые мы имеем, а для уровней природы, возможно, эти взаимодействия гораздо шире, тем более, что для каждого чувства системы они могут быть также расширены.

Здесь может представлять интерес и трудовой тренинг, социально-психологический тренинг, развитие активной социальной жизненной позиции, интенсификации, в случае необходимости, труда и деятельности операторов напряженных служб, звена управления; самопознание, обучение, резервы организма, т.е. здесь - целый комплекс вопросов.

-элементы саморегуляции, активации, ускорения отдыха и восстановления, формирование и реализация моделей личных качеств, устранение нежелательных качеств, вопросы семьи и КСП - это очень нужный вопрос, особенно сейчас, когда распадается 80% семей;

-общение со Вселенной, экологические программы, т.е. глобальные программы, которые сейчас уже требуют для своего решения более пловины бюджета страны для того, чтобы осуществить хотя бы сохранение на прежнем уровне состояния природных богатств. А сейчас тратятся, допустим, в наших бюджетах, только доли процента, т.е. мы идем по пути экологического загрязнения среды.

Можно говорить не только об экологическом загрязнении среды, т.е. природы; есть колоссальное загрязнение и ноосферы, сферы разума, за счет отрицательных мыслей, мыслей о войне, о насилии, о подчинении,о власти над кем-то в интересах узкой группировки, будь то массоны,или сионисты, или какие-либо каратели и т.п.

Я.С.Лапин: -Это загрязнение ноосферы необратимо?

Я.И.Колтунов:- Нет ничего необратимого, все обратимо. И вот развитие методов комплексного самопрограммирования, понимания космичности, космической ответственности человека, развитие культурного, космического или коммунистического самопрограммирования представляет чрезвычайную ценность для общества. Здесь можно, конечно, говорить о том, что многие ученые находятся под гипнозом, исключающем поиск новых установок. Отрицательно влияют действия со стороны некоторых руководителей от философии, которые далеки от практики, от научных фактов и от личных умений, но в то же время пользуются определенной властью в выборе тематики исследований, распределении ресурсов на эти исследования, которые могут быть направлены в интересах общества.

Вспомнить можно, допустим, Месинга, Дадашева, Горного, Дурова, Седристого, Сеченова, Бехтерева, семью Рерихов, Куинджи, Акопяна и многих других ищущих людей, которые, вместо научной поддержки, в лучшем случае, еще пользуются подержкой Москонцерта или госконцертных организаций и вынужденым для сохранения возможности работать и получать средства к существованию тщательно вуалировать физические свойства, методы обучения, свои реальные возможности и т.д.

Важно, чтобы наука повернулась лицом к фактам на основе личного опыта и умения в самопрограммировании и саморазвитии, т.е. чтобы ученые перестали быть магами от науки, чтобы наука перестала быть магией, чтобы на основе личного опыта и умений изучения этих новых возможностей, методов древних школ, методов лучших современных школ комплексного самопрограммирования, с учетом всего имеющегося опыта и неформального исследования, передачи этого другим, т.е. бескорыстного служения людям не в интересах диссертации или каких-либо личных благ, а в интересах перехода к этим новым социальным, физическим, мировоззренческим философским проблемам, вопросам самопрограммирования со всем комплексом развивающихся аутопрограмм, самоанализа, самооценки, саморазвития ради коммунистического отношения, т.е. обязательно бескорыстного; роли в философском плане становления личности, становления каждого, методов самовосстановления, прихода систем макро- и микрокосмоса в равновесие, ускорение регуляции этих форм и взаимодействий, формирование целевых и других высших психических функций в различных системах и образованиях природы. Здесь множество вопросов, которые можно ставить.

Я.С.Лапин:- Сегодня прозвучало на семинаре такое категорическое мнение о том, что человек обладает сознанием, а, скажем, живая природа, животные, они сознанием не обладают, обладают только отражением и т.д.

Я не могу понять, я человек техники, в этом плохо разбираюсь, но вот, скажем, Ваше общение с дельфинами,- разве это не признак сознания дельфинов/я не точно знаю, что такое сознание, но я предполагаю, что это какие-то сознательные действия/?

Я.И.Колтунов: - Конечно, конечно. Почти все формы природы, как все больше и больше фактов имеется в этом плане, имеют различные уровни сознательной деятельности, причем, направлено это, естественно, не только рефлекторно, когда, допустим, орел подымает яйцо для того, чтобы его разбить и съесть, или, например, подымает камень, чтобы бросить на кокосовый орех, или подымает кокосовый орех и потом бросает, чтобы разбить. Т.е. это уже элемент труда. Или, например, когда животное роет нору. Вот говорят, допустим, что сознание присуще только тем, кто трудится, но каждая форма жизни осуществляет определенный труд, т.е. это труд на пропитание, труд на прокорм семьи, самки и т.д. Т.е. эти формы антропизации представляют интерес, и, видимо, эти формы взаимодействия, как показывают наши эксперименты не только с дельфинами, но и с морскими котиками, с собаками, с кошками, с насекомыми - это, я думаю, весьма интересная область, которая еще нуждается в исследовании не в интересах анатомизации этих насекомых с целью выяснения,за счет чего это делается, а за счет, прежде всего, формирования лучших условий взаимодействия для человека, как части природы,- не как царя природы, а как учитывающего возможности природы и могущего взаимодействовать с природой в целом. Здесь очень интересно представление о творческой силе мысли. Говорят, что мысль - это нечто идеальное, которое, так сказать, не является непосредственной силой, кроме случая, когда она овладевает массами, но как - эти процессы не раскрываются и не поясняются. В то же время представления о материальности мысли, о материальности самосознания и т.д.- всячески вуалируются представлениями о том идеальном, которому пояснения как следует нет. Известно, что за последние десятки лет только недавно вышла одна работа об идеальном, хотя философы трудятся у нас, и есть большое разделение на материалистов и идеалистов, так сказать, формально. По существу, вопросы об этом ставятся очень приблизительно и, как правило, не убедительно. Например, известно, что каждая мысль может быть повторена многократно. Следовательно, раз она может быть повторена, значит, есть системы внутри кодовых систем организма, в системах памяти, генных структурах, которые формируют определенные взаимодействия, трансформируют состояние этих элементов нашего организма, которые позволяют повторить эти процессы, а мысль является определенным процессом, материальным процессом, элементом проявления материи, который позволяет повторить многократно каждую мысль, слово, действие и .тд. Т.е. здесь целый комплекс представлений о материальности всего, исходя из монистического взгляда, полагая, что есть более высокие формы существования материи - мышление, сознание, самосознание, и еще более высокие проявления, допустим, самосознание элементов природы, космическое самосознание.

Я.С.Лапин:- Ян Иванович, а вот например, передача мыслей на расстояние, разве не является доказательством этого же факта?

Я.И.Колтунов:- Совершенно верно, это все элементы. Я выступил лет десять тому назад с идеей комплексного самопрограммирования, само организации, т.е. выступил сначала на семинаре, Жариковском семинаре, об этих вопросах, ну а потом на Чтениях много раз выступал, а сейчас вот в ряде докладов используется направление, которое названо синергетикой, самоорганизацией неживой природы, т. наз. Вселенной, хотя многие распространяют ее и на формы живого. Эти элементы самоорганизации нуждаются, естественно, в решении многочисленных философских вопросов, изучения подходов, в частности, вопросы, связанные со структурной информацией в биосистемах при самоорганизации, вопросы духовности на всех уровнях проявления психизма в системах сущего; многочисленные вопросы связанные с психологией от малых до больших систем с любым числом объектов и взаимодействий. Это вопрос дальнодействия систем при самоорганизации. Это также принципиальный вопрос, т.е. как как осуществляется реакция на прямое указание от какой-то центральной системы управления и восприятия сигнала о состоянии, допустим, систем переферийных и т.д. Т.е. все эти вопросы тоже чрезвычайно интересны и требуют осмысления и экспериментального изучения, неформального подхода.

Недавно я был в институте научного атеизма и беседовал там на уровне доктора наук с сотрудниками этого института. И мне заявили, что существует установка о том, что ставить вопрос о разуме Вселенной или ее крупных частей - это фидеизм и потусторонний мир. Т.е., что считать в этом случае крупными частями? А человек? Это тоже фидеизм и потусторонний мир? Хотя это тоже крупная система. А другие, допустим, системы? Почему нельзя допускать представления о существовании систем управления в области земных условий и космических, в ближнем и дальнем Космосе и во всей Вселенной в целом? Но в этом случае, хотя вот и говорят сейчас о синергетике, о самоуправлении Вселенной, но не решают вопросы о том, как это осуществляется. А в то же время действует множество законов, даже в пределах Земли, на человека, о которых пока не известно, что это такое. Но это вполне материальные процессы, реально действующие. Ну, например, совесть человека, которая всегда подсказывает, прав человек или нет, т.е. по какому он пути идет, правильному или неправильному. У человека есть волевые возможности, т.е. он всегда может принять какое-то решение, даже зная о том, что он поступил неправильно, поступил плохо, что он получит за это какое-то возмездие. Это ожидание возмездия, оно всегда есть, каждый преступник его знает, и не только преступник, но и любой, кто нарушил, или кто, как раньше говорили, совершил грех. У нас об этом не говорят обычно, а тем не менее это сильно действующий материальный фактор, который определяет, по существу, поведенческие качества и диапазоны взаимодействий. Вот это тоже представляется очень важным, и если говорить о разумных силах Вселенной, то ничего фидеистического или идеалистического здесь нет, это элементарный материализм на уровне больших систем, причем с позиций, допустим, менее крупных систем, может быть, тоже мыслящих /мы можем все допустить/, человек является для них высшим разумом, может быть для их философов, непостижимым и фидеистическим.

Представление о том, что дух или бог - это система самоуправления, элементы самоорганизации, вся система самоорганизации или какой-то регулирующий центр, информационный центр, представляет больший интерес в практическом плане, чем представление о том, что ничего этого нет. Во всяком случае, это надо изучать, исследовать и не относится к этому, как к запрету, о котором даже думать нельзя. Ну, а душа, или самосознание - это как проявление элементов этой высшей организации - самоуправления Вселенной в каждой сущности. Это тоже вполне ясное представление, т.е. может быть характеристикой того, учитывает ли человек, допустм, требование совести, требование интуиции или не учитывает, т.е. он живет в "духе", как раньше говорили, или живет "не в духе, в грехе". И в зависимости от того, насколько он живет "в духе", он получает возможности для дальнейшего продвижения, самосовершенствования, отдачи, и, естественно, для блага тела и души в целом. Это тоже интересные вопросы, которые нужно ставить. И, естественно, элементы космической этики, исследованние интуиции, как восприятие комплексной ситуационной информации прогнозирования, как и где расположены банки природной информации о каждой сущности, о каждом человеке, диапазон их, и т.п., допустим, в этом же физическом вакууме, системе, которая почти никак не названа и не получила материалистического понимания; всех этих элементарных, так называемых каких-то частей Вселенной и комплексных взаимосвязей; здесь и вопросы лечения, оздоровления, активации личности на самопродвижение - как это делается, где это происходит. Реально на практике это уже можно делать, в клубах эта работа осуществлялась.

Я.С.Лапин:- Банк данных, видимо существует. Вот, например, ясновидеца Ванга откуда-то берет эти данные?

Я.И.Колтунов:- Я слышал не одного лектора. Например, когда-то Зубков рассказывал, что во время своих опытов в Индии, на юге, западе и востоке, на базаре, мудрецу, который сидел на базаре. И вот он всем задавал одинаковые вопросы, даже провокационные вопросы, и все, во-первых уличали его в провокации, во-вторых, отвечали правильно о том, сколько у него детей, откуда он, сколько ему лет, что с ним было и что с ним будет. Вот это тоже нтересно. Все подходы, которые исключают изучение этих сложнейших вопросов психологии и взаимодействия с окружающим миром, только тормозит развитие человека, ограничивает его. Человек себя программирует на незнание, на неподключение к более высокому знанию, на гашение своих возможностей.

В этих направлениях нужно много и личного опыта, и общественного, и исторического опыта, как-то анализировать его, но всегда это нужно делать не формально, т.е. с позиций опыта, который должен быть, по крайне мере, не меньше чем то, что ты оцениваешь.

Я.С.Лапин:- Ян Иванович, как, все-таки Вы считаете насчет уровня сознания у животных, сознание есть, или это что-то другое, скажем, Вы рассказывали о понимании животными Ваших мыслей, общении с помощью мыслей-образов? Это все-таки, элемент сознания?

Я.И.Колтунов:- Ну конечно, конечно, элемент сознания. Те же самые дельфины, которые, например, окружают косяк рыбы или подгоняют этот косяк рыбы к тонущему или к тому, кто уже долгое время без еды, без питья. Я читал как-то, что летчик во время войны выбросился с парашютом, попал в море и в течение пяти суток плыл к берегу. На второй день его окружили дельфины, они подгоняли ему хамсу, косяки хамсы, которая прыгала прямо на него, он ее собирал и этим питался и спас себе жизнь. То есть, это уже не просто подталкивание на основе какого-то материнского инстинкта, когда кому-нибудь из дельфинов плохо, как часто трактуется, почему дельфин спасает тонущего. Здесь, по-моему, вполне сознательная деятельность. Или тот же дельфин, который взаимодействует со мной на мысленном уровне, на уровне мыслей-образов, и когда ему бросают рыбу /а он не ел ничего в этот день, он голоден/, но ему интересно общаться на этом уровне,и он подплывает к девушке, которая бросает ему рыбу и мысленно, видимо, просит не бросать. Она еще бросила ему, он подошел к ней и окатил ее водой. Сначала он показал неудовольствие, т.е. бьет хвостом по воде, выражая свое неудовольствие, чтобы она не мешала ему. Много таких взаимодействий, когда он показывает, что он готов на большее, чем от него ожидают. Это не просто за счет условных рефлексов, за счет кормежки, допустим, за счет того, что его не кормят, а потом кормят, чтобы он какую-то работу выполнил, какое-то действие выполнял. Это - сознательное существо.

Я.С.Лапин:- И все это возможно только в непосредственной близости, такое взаимодействие, при прикосновении?

Я.И.Колтунов:- Это возможно на больших расстояниях. Это ощущается, как вполне реальное физическое воздействие на область солнечного сплетения, на передние доли мозга.

Я.С.Лапин:- Т.е. у Вас тоже были такие случаи, когда это было на расстоянии?

Я.И.Колтунов:- Да, это было на больших растояниях -сотни километров. Даже проводили эксперименты /к сожалению, их не удалось в большом количестве повторить/, они сделаны на расстояниях порядка десятка километров, второй эксперимент, который тоже, по-видимому, не может быть случайным, это эксперимент на расстоянии порядка 1500 км.

Об этом можно много рассказывать и интересно, есть отчеты, которые подписаны целым рядом сотрудников, просто я их сейчас не распространяю причем подписаны сотрудниками дельфинария, подписаны членами группы, имеющими степени докторов и кандидатов медицинских и технических наук.

Я.С.Лапин:- Разве это не является прямым доказательством материальности мысли? Это ведь прямое доказательство.

Я.И.Колтунов:- Конечно, Я считаю, что все эти взаимодействия духовного плана материальны. В древности было представление о творческой силе мысли, т.е. Вы можете, за счет взаимодействия с кем-то мыслью, или дать ему благо, или, наоборот, принести вред, даже больше того, формировать определенные события, определенные материальные события. Причем описано множество вещей, допустим, наши иллюзионисты пользуются этими приемами, но они говорят, что это дескать, фокус, что они не имеют права рассказывать, поскольку есть международная договоренность в союзе иллюзионистов - магов не раскрывать. Ну допустим, Акопян поднимает оголенные руки, рядом с ним стоит космонавт, смотрит во все глаза на него. Он без пиджака, закатывает рукава фуфайки выше локтей, а руки вытянуты вверх. И вот у него вдруг появляется по колоде карт в каждой руке, причем полная колода карт в каждой руке. Он их бросает тут же на сцену, сцена покрывается этими картами. Космонавт смотрит на него во все глаза и только пожимает плечами. Он еще раз делает небольшое движение /руки у него все время на верху/ и опять в руках появляется по колоде карт. Он опять их бросает. И так далее.

Я.С.Лапин:- Это - иллюзия?

Я.И.Колтунов:- Это-умение, во-первых. Это уже другие масштабы времени. Это - другие формы взаимодействия.

Я.С.Лапин:- Но карты эти настоящие?

Я.И.Колтунов:- Самые настоящие карты. Ну и множество других опытов. Обратите внимание на него. Так же взаимодействие на расстоянии. Я сам проводил ряд интересных опытов и с Мессингом, причем даже говорил товарищам, что я буду делать, а он чувствовал, даже мне говорил потом лично. Здесь много такого, что каждый человек даже из своего личного опыта знает. Как Циолковский говорил: "Каждый семьянин знает, что есть телепатия".

Я.С.Лапин:- У меня тоже были такие случаи. Тут, заложено конечно, очень много для практической пользы. Или, например, обучение во сне языку, когда обучение более эффективно, чем в реальных условиях.

Я.И.Колтунов:- Ну вот, например, сейчас есть так называемая ортодоксальная философия, которая привязана к определенным догматам.По-существу, это уже не философия, а религия. Ну вот, к нам, допустим, когда клубы работали, были такие, например, придирки: "Почему вы говорите "космическая коммунистическая цивилизация?" - "И этого никто не говорил!" Эти люди просто не знали, что об этом говорил Андропов и другие. А то, что "коммунистическая космическая цивилизация" - потому что мы так считаем, что она может быть. Это - общность людей, которая нацелена на космизм в ответственности за Землю, за мир, за все.

Не просто, допустим, ортодоксальную какую-то систему утвердить. Или даже предъявлялась к нам претензия, что вот, дескать, вы говорите о биополе, проводите эксперименты с биополем, что это элементы идеализма, фидеизм, что это гипноз. Какой же это гипноз, когда каждый человек в состоянии совершенно трезво, под контролем самосознания его ощущать. Вот у нас в группах на первых занятиях новички 99% ощущали свое поле и поле другого человека на растоянии десятков метров, причем с закрытыми глазами. Они говорят, допустим: -"Я провожу руку, перемещаю поле или не перемещаю"- или с закрытыми глазами, или даже спиной ко мне.

Я.С.Лапин:- Это воспринимается как какой-то раздражитель?

Я.И.Колтунов:- На занятиях используются полевые взаимодействия, концентрация, при чем это даже формирующее действие. Допустим, настройка, которая проводится всегда перед занятиями, настраивает каждого на общность со всеми, на уважение к другим, на пробуждение самосознания окружающего мира людей не только в самом клубе, но и вокруг, на Земле, допустим, в нашей стране и в каких-то других обществах. Чтобы не было противопоставления одной нации другой, или одной страны другой, т.е. те пережитки всего того, что воспитывается самыми отвратительными проявлениями, допустим; религиозности в интересах власть имущих, владык церкви и других, которые не понимали, что нельзя противопоставлять одно другому.

Ну ладно, спасибо.

Я.С.Лапин:- Ян Иванович: спасибо Вам большое.

Я.И.Колтунов:- я, если хотите,прочту еще одно стихотворение.

Я.С.Лапин:- Да, хотелось бы, Ян Иванович, пожалуйста.

Я.И.Колтунов:- "Расти космический цветок", не в смысле "расти", чтобы рос космический цветок, а "взрасти". Но "взрасти" хуже, потому что вроде процесс уже кончился, а здесь именно твори все время, т.е. расти космический цветок в себе, в других и т.д.

Что человек есть совeршeнный:
Застывший идол, истукан,
Поверивший, что путь священный
Прочтенный для него роман?
Что превзошел он все, что можно,
Что дальше нет уже пути,
Что для него уж невозможно
Себя улучшить, превзойти/
Наш путь к высотам бесконечен.
Лишь в трудном восхожденьи прок,
Для уровней души он вечен,
Кто б ни был ты - ищи урок!
Ищи урок у посвященных,
Прошедших в чистоте чрез тьму,
Проси урок у устремленных
К другим и к Космосу всему,
И в совести ищи подсказках,
И в интуиции, в добре,
У всех народов в песнях, сказках,
В святом и чистом,что в тебе,
Учи урок в пути высоком,
Будь в осознании того,
Что в совершенстве одиноком
Увы не стоишь ничего,
Что совершенство гармонично
Лишь в устремлении к другим,
В движеньи общем, безграничном,
В дальнейшем поиске вершин,
Вершин для тела и для духа,
Для цели, разума, мечты,
Где сердце никогда не глухо
К системе высшей красоты.
Ищи, познанием прозрев,
Путь истины, творящей лиры,
Призывный Космоса напев.
Так расширяй свое сознанье,
Расти космический цветок,
Стремясь постигнуть мирозданье,
Будь человек ты или бог!

Я.С.Лапин:- Спасибо, Ян Иванович! Вам желаю большого успеха в Вашем труде, в Вашем подвиге, я бы сказал. Это очень сейчас нужно. Сейчас это самое основное, потому что материальное все это растет, техника развивается, а сознание - это слабое место в нашем бытии.

Большое Вам спасибо.

Я.И.Колтунов:- Спасибо Вам, это наш общий труд.

----------------

Беседа записана на магнитофон Я.С.Лапиным. Текст напечатан им и передан Я.И.Колтунову на Чтениях К.Э.Циолковского в 1986 г. при встрече.