Rambler's Top100

Сайт Яна Ивановича Колтунова

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Отделение

профессиональных образовательных программ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

“Комплексное самопрограммирование”

 

(подготовка инструкторов по комплексному самопрограммированию из числа преподавателей физического воспитания для школ разного уровня: колледжей, гимназий, профессионально-технических училищ с выдачей сертификата. Объем программы до 70 часов)

 

 

Автор программы и методов:

председатель Объединения и ректор Народного Университета комплексного самопрограммирования, директор Объединения “ОКСАМ-Космос” фирмы “Социнновация”

КОЛТУНОВ ЯН ИВАНОВИЧ

 

Автор-составитель:

методист-исследователь лаборатории НТП ВПТУ-2

ХОЛКИН И.Г.

 

На правах рукописи

 

 

Образовательная программа переподготовки

“Комплексное самопрограммирование”

 

Введение

Материалы педагогических, психологических, социологических исследований показывают, что существующая система физического воспитания в стране не решает поставленных перед ней задач. Основными доказательствами этого положения служат тенденции роста заболеваемости населения, отсутствие должного уровня физического развития учащихся, а главное, то, что физическая культура в процессе обучения и воспитания не становится достоянием личности. Физкультурно-спортивной работе присуща элитарность и отсутствие широкого привлечения учащихся в проводимых мероприятиях, содержание уроков преимущественно направлено на развитие физических показателей в ущерб образовательным и оздоровительным. В программах нет определения здоровья, гармонично развитой личности, не обозначены связи физической культуры с нравственным, психологическим, экологическим, производственным, социальным и правовым благополучием, культурой общения и потребления, питания и речи. Следствием указанных причин является наблюдаемое отсутствие желания заниматься на уроках и снижение интереса к физической культуре.

В настоящее время разработана концепция перестройки физического воспитания, где основное внимание уделяется на развитие у учащихся способности к саморазвитию, самоанализу, самооценке, самокоррекции. Обращение к сущностным силам личности (психические и духовные способности) требуют создания качественно новых программ физического воспитания, где занятия рассматриваются не только как тренировка, а как жизненный путь человека, как образ жизни, основанный на важнейших нравственных ценностях, установках и идеалах человечества.

Система комплексного самопрограммирования (КСП) основана на новых авторских (Я.И.Колтунов) разработках, на теоретическом анализе, синтезе и развитии, использовании современных и предшествующих методов активации личности, в том числе методов древнерусских, индийских, китайских, и других подвижников, школ мудрости, систем саморазвития, аутогенной тренировки, методов Йоги, Аюрведы, Джуд-ши, Дзен, Ушу, Тайцзи-Цюань, Цигун и др. Необходимость включения этих методов в практику физического воспитания обосновывается наличием целостного, системно-комплексного взгляда на человека и окружающий мир, где основополагающим положением является учение о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов.

В настоящее время в литературных источниках приводится опыт применения на уроках физической культуры различных методик самосовершенствования человека. Учителя берутся за реализацию мощных по воздействию на организм и личность методик не имея достаточной квалификационной подготовки по этим направлениям.

В связи с этим  возникает острая необходимость повышения теоретической и практической подготовленности учителей в сфере физического воспитания. Особую важность приобретает эта проблема в условиях инновационного педагогического процесса, т.к. сложившиеся педагогические стереотипы преподавателей физического воспитания могут оказать отрицательное влияние на него.

 

Цель программы: дать общую подготовку в сфере теоретического и практического овладения методами комплексного самопрограммирования по Системе Я.И.Колтунова, которая бы обеспечила возможность перейти на преподавание физической культуры по новой технологии.

Для того, чтобы педагог смог практиковать в своей деятельности активные методы самопрограммирования, он должен освоить знания и сформировать умения по программе подготовки инструктора КСП 1 уровня. Для этого понадобится 70 часов аудиторных занятий. Предлагаемая программа включает в себя практические и теоретические занятия (42 и 28 часов соответственно). Для более успешного и продуктивного обучения целесообразно организовать учебу слушателей в условиях тренинга: 7 дней по 10 часов работы.

 

Программа предполагает ознакомление с разработками автора Системы КСП в приложении к решению следующих задач:

-   изучение существующих противоречий и проблем в системе физического воспитания;

-   изучение теоретических основ самопрограммирования человека, основанных на представлениях древнего мира и современной науки синергетики о саморазвитии, самопрограммировании, самоорганизации, самооценке;

-   изучение основ ведения здорового образа жизни и путей их практического воплощения;

-   изучение поло-возрастных особенностей учащихся при комплексном самопрограммировании;

-   повышение уровня общей профессиональной культуры педагога;

-   овладение системой методик комплексного самопрограммирования и программ самооценки уровня развития;

-   развитие психофизиологических интеллектуальных, физических, творческих возможностей и способностей, в том числе и высших психических функций и саморегуляции;

-   формирование резервов организма и умения их рационально использовать в условиях напряженного труда и стрессовых ситуаций.

 

Ожидаемый результат: освоение новых, коррекция имеющихся знаний, умений в области физического воспитания; овладение системой методик по активным способам самосовершенствования человека; повышение уровня саморегуляции в несколько раз; избавление от негативных привычек (курение, алкоголизм, засорение речи, переедание, раздражительность); реализации полученных знаний и умений в процессе подготовки и сдачи квалификационного экзамена на категорию.

 

Макет образовательной программы

Блок 1

Теоретический

Блок 2

Практический

М 1.- 4 часа

1.1. - 1 час

1.2. - 1 час

1.3. - 1 час

1.4. - 1 час

М2. - 5 час

2.1. - 1 час

2.2. - 1 час

2.3. - 1 час

2.4. - 1 час

2.5. - 1 час

М3. - 9 часов

3.1. - 1 час

3.2. - 2 часа

3.3. - 2 часа

3.4. - 2 часа

3.5. - 2 часа

М4. - 10 часов

4.1. - 2 часа

4.2. - 2 часа

4.3. - 2 часа

4.4. - 2 часа

4.5. - 2 часа

        28 часов

М 1.- 20 часов

1.1. - 2 часа

1.2. - 2 часа

1.3. - 2 часа

1.4. - 2 часа

1.5. - 2 часа

1.6. - 2 часа

1.7. - 2 часа

1.8. - 2 часа

1.9. - 2 часа

1.10. - 2 часа

М2. - 14 часов

2.1. - 2 часа

2.2. - 2 часа

2.3. - 2 часа

2.4. - 2 часа

2.5. - 2 часа

2.6. - 2 часа

2.7. - 2 часа

М3. - 6 часов

3.1. - 2 часа

3.2. - 2 часа

3.3. - 2 часа

М4. - 2 часа

         42 часа

 

Содержание программы

Теоретический блок:

Модуль 1. Анализ проблем и противоречий в системе физического вооспитания.

 

1.1.  Основополагающиие принципы физического воспитания, цели и задачи. Критический анализ существующего положения.

1.2.  Система организации физического воспитания - возможности и реальность.

1.3.  Структура и содержание программ физического воспитания. Обоснование необходимости комплексного подхода для воспитания гармонически развитого человека.

1.4.  Концепция перестройки физического воспитания. Гуманизация педагогического процесса на основе принципов природосообразности, демократичности, деятельного подхода, оптимизации и интенсификации.

 

Модуль 2. Комплексное самопрограммирование - путь неограниченного саморазвития человека и общества с приоритетом общечеловеческих ценностей.

 

2.1.  Задачи образовательной программы, условия занятий, деловой игры, квалификационные требования инструктора КСП 1 уровня подготовки.

2.2.  Использование методов комплексного самопрограммирования (КСП) в процессе воспитания, обучения, самосовершенствования. Стадии психогенеза.

2.3.  Система КСП. Принципы, аутомодели, аутопрограммы самоконтроля, самооценки. Основные понятия, комплекс методик, опыт, результаты.

2.4.  Движение КСП: Объединения, Народные Университеты КСП “Космос” при Комитете космонавтики России и их 30 филиалах в краях, областях страны. Объединение “ОКСАМ-Космос” фирмы “Социнновация”.

2.5.  Использование системы КСП при обучении, саморазвитии, на производстве, в науке и технике, в быту, в творчестве, на отдыхе, в системе самоуправления, воспитания и самовоспитания.

 

Модель 3. Здоровье и комплексное самопрограммирование.

3.     Понятие “здоровье” как комплексное состояние человека, включающего социальные, биологические, духовно-нравственные, психологические, медицинские, экологические, физические аспекты.

3.1.  Научные основы двигательного режима человека, здорового образа жизни. Возрастные особенности преподавателя методов КСП.

3.2.  Природные факторы, их профилактическое и лечебное воздействие. Йога и методы оздоровления натуропатии. Основные законы природы.

3.3.  Жизненная и космическая важность позитивных самоустановок, положительный настрой, пробуждение самосознания, устранение невежества и уровней бездуховности. Ощущения себя духовной личностью. Искусство и духовное развитие.

3.4.  Представления о подчинении тела самосознанию в интересах личности и общества. Религия и духовное развитие человека. Освобождение от этических несовершенств.

3.5.  Оздоровление биоэнергией. Психологический настрой. Рекреационное лечение при различных заболеваниях. Способы набора энергии.

 

Модуль 4. Человек как развивающаяся социально-биологическая сознательная система.

 

4.1.  Психическая саморегуляция в восточной традиции. Восточно-религиозная концепция развития человека. Сила мысли как главная сила космоса.

4.2.  Резервы организма, творчества. Развитие имеющихся и формирование новых возможностей и способностей саморегуляции.

4.3.  Роль концентрации внимания и энергоинформационных видов дыхания в саморегуляции и самопрограммировании. Самовнушение в аутогенной тренировке. Имаго-тренинг. Ауто и гетеротренинг.

4.4.  Основные виды дыхания в системе Йоги.

4.5.  Основные представления о медитации. Медитация как способ переноса энергии объекта медитации на медитирующего  и личного активного саморазвития. Современные медитации: пассивные и динамические.

 

Практический блок.

Модуль 1. Освоение приемов психо-гигиенической саморегуляции.

1.1. Приемы расслабления, смены напряжения и расслабления в статических условиях (лежа, сидя, стоя). Первый круг релаксации. Формирование связи расслабления с циклами дыхания.

1.2.  Приемы статического расслабления и биологически активные точки  (БАТ). Приемы взаимосвязи и контроля концентрации на БАТ и ощущения пульса  в них.

1.3.  Приемы динамического расслабления. Связь дыхания и концентрации внимания при динамическом расслаблении.

1.4.  Психологический настрой в состояниях расслабления. Позитивный настрой. Программы активации мобилизации. Лидирующий психотренинг. Формирование самоустановок с различающим знанием.

1.5.  Программы самоконтроля, техники безопасности. Установка на снятие нагрузки при дискомфорте. Приемы самоопроса и его ускорение. Самодисциплина и самоконтроль. Программы самоконтроля как естественно состояние. Дневник самоконтроля.

1.6.  Упражнения разминки и элементы психогигиенической саморегуляции. Формирование лидирующего мысленного канала. Отвлечение от движения и программы эмпатии.

1.7.  Общеразвивающие упражнения и элементы психогигиенической саморегуляции. Связь упражнений с концентрацией внимания и циклом дыхания. Элементы психофизиологии и практика самопрограммирования.

1.8.  Динамические упражнения и элементы психогигиенической саморегуляции при беге трусцой. Элементы пульсовой саморегуляции при форсированных режимах бега. Некоторые программы интеллектуального (медитативного) бега и развитие творческих способностей.

1.9.  Аутотренинг и гетеротренинг в статических и динамических формах. Элементы динамического гетеротренинга. Специальные дыхательные упражнения и развивающие программы динамического аутотренинга.

1.10.      Дыхательные упражнения, концентрация внимания и основные замки. Усложненные виды  дыхания и их значение. Сложные виды энерго-информационных биологических взаимодействий при дыхании. Системы дыхания на различных этапах самоподготовки с психической саморегуляцией.

 

Модуль 2 . Рекреационная система

2.1.  Элементы Хатха-Йоги как возможность для саморегуляции и оздоровления. Понятие о системах упражнений и курсах упражнений. Ознакомление с последовательностью и набором упражнений для индивидуальной и групповой подготовки.

2.2.  Упражнения по пробуждению энергии “Ци” и самоактивации с использованием системы Ушу.

2.3.  Ознакомление с методами разгрузочно-диетической терапии. Методы очищения организма.

2.4. Отдых и активация. Второй круг релаксации. Понятие о системах управления высшими психическими функциями и элементы упражнений целевого назначения.

2.5. Изучение упражнений самомассажа с элементами концентрации внимания в цикле дыхания на зонах взаимодействия. Элементы системы акупунктуры и их использование в системе КСП для расширения возможностей саморегуляции.

2.6. Водные процедуры: холодовые, тепловые, комплексные. Дыхательные упражнения и закаливание. Концентрация внимания и закаливание. Радиационные программы и закаливание.

2.7. Использование музыкального сопровождения и элементов ритмического музыкального самопрограммирования в освоении аутопрограмм КСП и методах динамического обучения и самообучения.

 

Модуль 3. Деловые игры.

3.1.  Динамические формы обучения в 5-11 классах средней школы с применением методов системы КСП. Система самооценки и учета успеваемости.

3.2.  Социально-психологический тренинг при выполнении упражнений позитивного активного самонастроя, самомассажа, разминки, суставной гимнастики, интеллектуальном беге, упражнениях Ушу, Тайцзи-Цюань, Йоги, Пранаямы, Цигун. День голодания и 4 часа молчания в динамических системах аутотренинга.

3.3.  Практика ведения группы новичков. Введение одним инструктором нескольких групп со сменой ведущих и поочередным участием всех занимающихся в базовой группе. Контроль усвоения и освоения аутопрограмм самоконтроля, саморазвития и самооценки.

 

Модуль 4. Сдача практического и теоретического зачета по 1 уровню подготовки инструкторов-методистов КСП.

 

Квалификационные требования к инструктору-методисту КСП.

Специалист по КСП - это педагог, гуманистически ориентированный, с высокой культурой социального проектирования. Имеет фундаментальные знания о человеке в сфере законов гармонической жизнедеятельности. Правильно ориентируется в современных аспектах науки валеологии и натуропатии.

Знания:

-      сущность противоречий и проблем в физическом воспитании на различных уровнях образовательных систем и основные положения концепции перестройки физического воспитания;

-      принципы, подходы, систему организации, особености занятий по КСП;

-      основные положения ведения здорового образа жизни и методы оздоровления организма;

-      основы психической саморегуляции, скрытых возможностей человека и путей их раскрытия, законы саморазвития личности.

Умения:

-      владение приемами психо-гигиенической саморегуляции;

-      владение методами самооздоровления и восстановления сил организма;

-      проводить учебные и тренировочные занятия в группах новичков.

Условия сдачи зачета:

Знания по теоретическому блоку проверяются в форме письменной работы. Слушатели отвечают на предъявленные вопросы. В случае 90% успешности при ответах, считается зачет принятым.

Приобретенные умения по практическому блоку оцениваются в форме проведения  слушателем учебного занятия с новичками (учащиеся) или с группой слушателей. Для получения зачета достаточно 20-минутной работы с группой.

Условия, особенности организации и проведения занятий (тренинг):

1.     Организация занятий в условиях, позволяющих проводить занятия в режиме круглых суток (утренние занятия до завтрака, вечерние занятия после ужина, ранний подъем, возможность голодания, использования вегетарианской кухни).

2.     Предоставление помещений для аудиторных, практических (спортивный зал и лесной массив) занятий, а также возможность для трансляции применения аудио-видеотехники.

3.     Наличие спортивной формы у слушателей для занятий в помещении и на открытом воздухе.

4.     Особенностью  тренинга является наличие теоретико-практических занятий в  режиме динамического обучения, т.е. часть теоретического материала изучается во время динамической работы.

5.     Для более эффективного использования систем КСП в подготовке инструкторов-методистов целесообразно осуществить набор слушателей, ориентированных на самоизменение и самосовершенствование.

6.     Обучение методам системы КСП осуществляется для слушателей бесплатно.

 

Рекомендуемая литература:

1.     Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., Знание, 1979

2.     Антонов В.В. Искусство быть счастливым. Система психической саморегуляции. Методическая разработка. Л., 1984

3.     Антонов В.В. Психическая саморегуляция в восточной традиции. Л.,  1988.

4.     Антонов В.В. (ред.) Основы мировой религиозной этики. М.,1990.

5.     Антонов В.В. Раджа- и буддхи-йога. М., 1990.

6.     Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психической саморегуляции. Л., 1986.

7.     Брехман И.И. Когда бессилен разум (сознание и здоровье). Гармония, 1991, 3

8.     Васильев В.Н. Здоровье и стресс. М., Знание, 1991.

9.     Васильев Л.С. История религии Востока. М., Наука, 1978.

10.   Вернадский В.И. Живое вещество. М., Наука, 1978.

11.   Гуревич П.С. (ред.) Жизнь после смерти. М.,1991.

12.   Гусева Н.Р. Джайнизм. М., Наука, 1980.

13.   Залманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма. М.-Л., Наука, 1966.

14.   Иванов Ю.М. Йога и здоровье. М.,1991.

15.   Иванов Ю.М. Йога и психотренинг. М.,1991.

16.   Иванов Ю.М. Человек и его душа. М.,1993.

17.   Колтунов Я.И. Космическое самопрограммирование. М., 1993.

18.   Колтунов  Я.И. Исследования по обоснованию и  перечень   новых видов отраслевых услуг  и форм обслуживания в части рекреационно-оздоровительных мероприятий и совершенствования быта населения. Отчёт ЦНИИбыта Минбыта РСФСР по теме  ЦБ-35-86. Приложение  №   8, части I,II,III, 1986 .

19.    Колтунов Я.И. Проспект, Мировоззрение, принципы, методики, аутопрограммы самоконтроля, саморазвития, самооценки, самоотдачи, методология , программы Системы  комплексного космического самопрограммирования,  Дневник занятий слушателя курса КСП, Программы и  методики занятий в Народных университетах КСП Объединений “Космос” Комитета космонавтики СССР,  Программы экзаменов по курсам КСП для народных университетов КСП, Записи расшифровки курсов лекций Я.И.Колтунова по Системе КСП,  в  Народных университетах по программам 1-го и 2-го курсов КСП  и др. (Все эти материалы были использованы  при разработке данной Общеобразовательной программы по курсу “Комплексное самопрограммирование”)

20. Концепция перестройки физического воспитания в школе. Физическая культура в школе, 1991, 6.

21.   Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. М., Медицина, 1985.

22.   Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Искусство и здоровье. М., Знание, 1974.

23.   Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., Наука, 1986.

24.   Лях В.И., Мейксон Г.Б. Ориентиры физического воспитания. Советская педагогика, 1990,11.

25.   Мерзляков Ю.А. Путь в страну здоровья: методы лечебного и профилактического психофизического самовоздействия. Мн.,Полымя 1988.

26.   Мюррей Э. Человек, творящий чудеса. В альманахе “АУМ”. М.,Терра, вып. 1,2,3,4, 1990-1992.

27.   Никифоров Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания школьников. Физическая культура в школе, 1991, 8.

28.   Николаев Ю.С., Нилов Е.И. Простые и полезные истины. М., Физкультура и спорт, 1985.

29.   Петров Е. Самовнушение в древности и сегодня. М., Прогресс, 1986.

30.   Робинсон Дж.Р. Основы регуляции кислотно-щелочного равновесия. М., Медицина, 1969.

31.   Саенко Н.И. Учить детей здоровому образу жизни. Физическая культура в школе, 1991 6.

32.   Сандвайс С. Сатья Саи. Святой.... и психиатр. Спб, 1991.

33.   Фиш Р. Лекарство твое - в тебе. Наука и религия, 10, 1981.

34.   Ходырева Н.В. Психологический портрет формирования здорового образа жизни. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, Санкт-Петербург, 1981.

35.   Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., Мысль, 1976.

38.   Шаталова Г.С. Жить  без лекарств. Физкультура и спорт, 5 1984.

37.   Шаулин В.Н. Образование и общество. Физическая культура в школе, 1991, 6

39.   Шульц И. Аутогенная тренировка. М., Медицина, 1985.