Rambler's Top100

Сайт Яна Ивановича Колтунова

Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности

Проводится анализ состояния и основных тенденций в сфере духовной культуры современного общества, которая рассматривается как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности. Показаны основные угрозы для национальной безопасности России в сфере духовной культуры и необходимость проведения новой государственной политики в этой сфере для обеспечения национального единства страны в процессе ее системной модернизации. 
 

Актуальность проблемы
Анализ событий, которые в последние годы происходят на международной арене, а также в социально-экономической и внутриполитической жизни многих стран мирового сообщества, свидетельствует о том, что сегодня на первый план все больше выдвигаются проблемы обеспечения национальной и коллективной международной безопасности. Несмотря на очевидные успехи в развитии экономики и впечатляющие технологические достижения, окружающий нас мир становится для человека и общества все более опасным. Возможно, именно слишком быстрое технологическое развитие человечества и делает мировое сообщество гораздо более неустойчивым организмом, чем это было ранее в 20-м веке. По крайней мере, именно такую точку зрения высказал Генеральный директор ЮНЕСКО Коишира Мацуура в своем Предисловии к монографии «Ключи от 21 века» [1].
В последние годы в научной печати появляется все больше публикаций, содержание которых свидетельствует о том, что проблемы дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации самым тесным образом связаны с состоянием духовной культуры общества, ее ценностным ориентирами и приоритетами. По оценкам многих специалистов, духовная культура современного общества находится в состоянии глубокого кризиса, и именно этот кризис является главной причиной основных глобальных проблем современности, дальнейшее развитие которых представляет собой реальную угрозу для дальнейшего существования и развития цивилизации [9-15].
Так, например, «драматической ситуацией» было названо современное состояние духовной культуры мирового сообщества в Послании Папы Римского Иоанна Павла Второго по случаю Всемирного дня мира [2]. Это Послание было опубликовано в начале 2005 года, незадолго до смерти Понтифика и поэтому может рассматриваться как его предсмертное обращение к мировой общественности. В Послании отмечается «впечатляющее распространение многообразных социальных и политических проявлений зла, насильственных братоубийственных столкновений», а также возрастание несправедливости, нищеты и социального неравенства в современном обществе. Все эти негативные явления, к сожалению, продолжают нарастать.
    Глубокий анализ этих и других проблем современности, а также их взаимосвязи с проблемами национальной и международной безопасности содержится в специальном докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность», который был представлен Генеральному секретарю ООН в декабре 2004 года [3]. Этот доклад был подготовлен специально сформированной ООН Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, в состав которой от Российской Федерации входил академик Е.М. Примаков.
 Основной вывод Доклада состоит в том, что сегодня необходим принципиально новый, существенно более широкий подход к проблемам обеспечения национальной и международной безопасности и, в первую очередь, осознание комплексного характера этих проблем, их глобальности и взаимосвязанности.     В связи с этим основное внимание при формировании новых принципов обеспечения национальной и международной безопасности в 21-м веке должно быть уделено именно гуманитарным аспектам рассматриваемой проблемы.
Этот доклад был рассмотрен на специальной сессии ООН в марте 2005 года, когда отмечалось 60-летие со дня образования ООН.  Предполагалось, что он станет концептуальной основой для существенной модернизации структуры и всей дальнейшей деятельности этой важнейшей международной организации. К сожалению, эти планы не осуществились в результате резко отрицательной позиции по отношению к предлагаемой новой концепции деятельности ООН, которую заняли представители США. Однако проблема от этого не исчезла, а продолжает оставаться актуальной.
Повышение внимания к гуманитарным аспектам проблем национальной и международной безопасности можно сегодня объяснить следующими двумя основными причинами. Первая из них состоит в том, что в последние годы все больше начинает осознаваться тот факт, что именно человек является главным компонентом богатства любой страны. Отсюда следует, что защита именно его жизненно важных интересов и ценностей и должна стать главной задачей системы национальной и международной безопасности. Ранее в качестве такой задачи рассматривалась, главным образом, лишь защита жизненно важных интересов государства. При этом необходимо напомнить, что в уже самом начале текста Устава ООН говорится, что эта организация создана для того, чтобы «вновь утвердить веру в основные права человека», а также «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Однако история показала, что в реальной практике эти задачи были постепенно отодвинуты на второй план и заслонены проблемами геополитического характера.
Таким образом, сегодня мы вновь обращаемся к личности человека, к проблемам защиты его прав и достоинства. Именно в этом и заключается тот новый подход к проблемам национальной и международной безопасности, который предлагается положить в основу дальнейшей деятельности ООН и стратегии обеспечения национальной безопасности суверенных государств в 21-м веке.
Вторая причина  повышения интереса к гуманитарным аспектам рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно в результате деятельности человека и возникают все те основные угрозы, которым должны противостоять системы международной и национальной безопасности. Иначе говоря, все те беды и несчастья, которые сегодня переживает человечество, в своем подавляющем большинстве являются результатами деятельности самих людей, как наших современников, так и минувших поколений.  Даже у многих участившихся сегодня природных катаклизмов ученые видят техногенную первопричину. Ярким свидетельством этого являются последствия глобального изменения климата нашей планеты, которые мы все сегодня наблюдаем и которые, по имеющимся прогнозам,  в ближайшие десятилетия будут только усиливаться.
В упомянутом выше Послании Папы Римского указано, что зло никогда не бывает безликим. Оно всегда является результатом свободного выбора конкретных людей, которые и должны нести ответственность за этот выбор перед Богом, другими людьми и своей совестью. Именно поэтому проблемы обеспечения национальной и международной безопасности принципиально не могут быть эффективно решены без решения соответствующих этических проблем в человеческом сообществе, в том числе – проблем справедливого распределения природных благ нашей планеты, а также тех новых благ, которые сегодня порождаются научными знаниями и технологическим прогрессом. Эти проблемы являются исключительно актуальными и для современной России. От того, как они будут решены, сегодня в  значительной степени зависит социальная стабильность российского общества, уровень и качество жизни ее народа, а также национальная безопасность нашей страны.
Таким образом, ключ к решению проблем национальной и международной безопасности сегодня следует искать не в экономике или геополитике, а в гуманитарной сфере общества, в решении проблем нравственности и духовной культуры.
Духовная культура в обеспечении
национальной безопасности России

Президент России Указом от 12 мая 2009 г. № 537 утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [4]. Она представляет собою официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер  в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
В тексте Стратегии отмечается, что условия глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений  формируют новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, и в этих условиях Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Главными отличительными чертами этой политики являются комплексный подход к проблеме национальной безопасности и ее обеспечение, главным образом, путем реализации новой стратегии развития страны, основанной на ее системной модернизации. Поэтому концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5].
В то же время многие актуальные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной инфраструктуры, но, главным образом, гуманитарными факторами, в числе которых наиболее важными являются духовная культура общества и национальное единство страны. Именно эти факторы и являются в современных условиях определяющими как для успешного социально-экономического развития России, так и для противодействия внутренним и внешним угрозам национальной безопасности. 
Таким образом, духовная культура, способствуя ценностному пониманию, осмыслению и осознанию бытия в его единстве и взаимозависимости, существенным образом влияет на состояние национальной безопасности. Ведь именно культурные универсалии являются устойчивыми детерминантами общественного сознания. Система ценностно-смысловых оснований и нравственных норм определяет поведение отдельных индивидов и групп населения в современном обществе.
 
Модернизация России и проблемы  духовной культуры

Основные цели, задачи и направления модернизации нашей страны на ближайший период определены в Послании Президента России Д.А. Медведева к Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 октября 2009 года [6]. В этом Послании изложены первоочередные задачи реализации новой политической стратегии развития России, основанной на принципах ее системной модернизации. Эти принципы были обнародованы в известной статье Д.А. Медведева «Россия,  вперед!», которая стала предметом широкого общественного обсуждения в процессе подготовки текста Послания Президента к Федеральному Собранию Российской Федерации.
В Послании показано, что системная модернизация России, результатом которой должны стать существенное повышение качества жизни населения и обретение нашей страной статуса мировой державы, самым тесным образом связана с необходимостью решения ряда задач, напрямую относящихся к сфере духовной культуры. В числе таких задач Президентом России в данном Послании были названы следующие:
• Закрепление в национальной культуре нравственных установок и моделей поведения, которые предопределяют успешное развитие личности и нации в целом;
• Сбережение  единого культурного пространства страны во всем его многообразии;
• Сохранение богатых национальных традиций народов России, а также традиций и наследия нашей культуры;
• Развитие и совершенствование программ обучения русскому языку; 
• Воспитание молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности;
• Воспитание в гражданах нетерпимости к любым формам проявления коррупции;
• Рост гражданского самосознания и развитие институтов гражданского общества.
Конечно же, это далеко не полный перечень тех задач, которые предстоит решить в сфере духовной культуры России для того, чтобы наша страна стала, по определению Д.А. Медведева, «обществом умных, свободных и ответственных людей». Однако из содержания приведенных выше задач очевидно, что для обеспечения практической реализации объявленной Президентом России новой государственной политики системной модернизации страны необходимо адекватным образом изменить  государственную политику в сфере духовной культуры. Ниже будет показано, что здесь требуется комплексный, системный подход, а также настойчивые скоординированные действия не только различных федеральных и региональных органов государственной власти, но также и организаций сферы образования, бизнеса, массовой информации, культуры и искусства, общественных организаций, входящих в состав  формирующегося в России гражданского общества. 
По существу, речь идет о необходимости разработки и реализации в период 2010-2020 годов Федеральной целевой программы «Духовная культура России». Необходимость этой Программы обусловлена тем, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года проблемы духовной культуры практически не рассматриваются. Анализ содержания этой Концепции показал, что духовная культура России, как фактор ее социально-экономического развития, в этом документе вообще не учитывается. В то же время, анализ приведенного выше перечня задач в сфере духовной культуры, а также материалов публикаций по этой проблеме, свидетельствует о том, что у многих отечественных ученых и специалистов, принципиально иная точка зрения на роль духовно-нравственных факторов в процессе системной модернизации страны. Они придают этим факторам первостепенное значение и считают их определяющими [9-15]. Именно поэтому и представляется необходимым более подробно проанализировать современное состояние духовной культуры России, а также имеющиеся здесь основные тенденции и процессы, которые являются угрозами для национальной безопасности. 
Только на этой основе могут быть определены направления государственной политики России в сфере духовной культуры на период до 2020 года.
Духовная культура современной России
Культура представляет собой сложное общественное явление системного характера. Поэтому понятие «культура» в настоящее время имеет много различных определений.     В самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности, обеспечивающие воспроизводство и изменение социальной жизни. 
В структуре сущности человеческого бытия и человеческой деятельности лежат духовные ценности – приоритеты, определяющие смысл жизни человека. 
Если в сфере материальной культуры создаются материальные ценности общества, его материальное богатство – весь вещный мир, то духовная культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека и общества в духовной сфере, а также результаты этой деятельности. Важными результатами здесь являются духовные ценности – сложнейшая, исторически обусловленная совокупность знаний, мировоззренческих идей, религиозных и этических учений, норм, моделей и образцов поведения и взаимодействия людей в обществе, культурных традиций, характерных для определенных видов человеческих сообществ, а также для человечества в целом. 
Значимую часть духовной культуры составляют результаты духовного творчества: произведения разных видов искусства (музыки, живописи, поэзии, кинематографа и т.д.), литературные произведения, результаты наиболее важных научных открытий и исследований и др. К сфере духовной культуры относятся также религиозные учения и ценности.
В рамках настоящей работы представляется целесообразным использовать более узкую трактовку понятий духовной культуры и духовных ценностей, которая, тем не менее, позволяет выявить ее связи с проблемами национального единства российского народа и обеспечения национальной безопасности России на этапе ее системной модернизации. Поэтому под духовной культурой мы будем в дальнейшем понимать совокупность тех компонентов культуры, которые являются существенными для формирования этических принципов поведения людей в обществе, на основе которых строится их отношение к окружающему миру, другим людям и к самим себе. К таким принципам мы будем относить представления человека о смысле жизни, добре и зле, человеческом достоинстве, чести и совести, долге и ответственности.  
Нисколько не умаляя значения в жизни российского общества других компонентов духовной культуры (эстетической, научной, деловой, экологической и др.), мы далее сосредоточим свое внимание лишь на тех ее компонентах и факторах, которые являются сегодня наиболее актуальными и существенными для решения стратегически важных проблем национального единства и национальной безопасности России. Такими факторами являются духовные ценности. Их сущность и специфика в российской культуре требуют более детального анализа, который проводится ниже.
Духовные ценности российской культуры
Духовная ценность определяет то, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности. В структуре духовных ценностей современного общества можно выделить следующие основные смысловые группы:
1. Жизненные ценности: счастье и несчастье, отношения к семье, родителям и детям, своему здоровью.
2. Мировоззренческие ценности: представления о цели и смысле жизни, вера в Бога, совесть, достоинство.
3. Демократические ценности. Здесь наиболее значимыми являются права человека, свобода слова, совести, а также деловой, общественной и политической деятельности.
4. Общественные ценности: патриотизм, чувство долга, социальная справедливость, национальные традиции, общественное признание, положение в обществе, почести и слава.
5. Корпоративные ценности: коллективизм, умение «работать в команде», приверженность к данному коллективу, предприятию, корпорации, корпоративные традиции.
6. Ценности межличностного общения: любовь, дружба, честность, порядочность, доброта, доброжелательность, скромность, отзывчивость, сострадание к другим людям. 
7. Прагматические ценности: компетентность и профессионализм, личный успех, карьера, материальное благополучие, богатство.
8. Эстетические ценности, представляющие собой нематериальные достижения  отечественной и мировой культуры и искусства.
     
Каждое общество формирует свою систему духовных ценностей, которая соответствует идеалам и потребностям членов этого общества, а также характерным особенностям именно данного типа культуры. Стратегически важным достоянием российской культуры являются ее традиционные духовные ценности, которые сформировались на протяжении всей многолетней истории развития нашего государства и отражают главные отличительные черты и особенности России как единой нации. Исследования показывают, что в числе характерных для традиционной культуры России духовных ценностей наиболее значимыми и приоритетными являются следующие:
1. Мировоззренческие  ценности, наиболее важными среди которых являются представления о цели и смысле жизни, религиозная вера, совесть и достоинство.
2. Общественные ценности, среди которых главными в России всегда считались патриотизм и гражданская ответственность за судьбу страны, служение Родине, чувство долга и общественное признание.
3. Жизненные ценности, среди которых приоритетными являются отношение к родителям и детям, своей семье.
4. Ценности межличностного общения, такие, как любовь, дружба, честность, порядочность, гостеприимство.
Что же касается других видов ценностей (демократических, корпоративных,  прагматических и эстетических), то они в традиционной российской культуре всегда выступали на втором плане. Обусловлено это, главным образом, ценностными ориентирами православия, которое всегда играло и продолжает играть сегодня  исключительно важную роль в российской культуре, так как является ее духовной первоосновой.
Современные тенденции в сфере духовной культуры России

В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих ученых, в своей совокупности следует квалифицировать как глубокий кризис,  представляющий собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны. В числе наиболее опасных из этих тенденций необходимо отметить следующие.
1. Существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, как патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине. 
2. Выдвижение на первый план и практическое доминирование в общественном сознании таких прагматических ценностей, как материальное благополучие и личное богатство, служебная и политическая карьера, а также слава и почести в сфере искусства.
3. Снижение значимости у молодого поколения российских граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, рожать и воспитывать детей, помогать престарелым родственникам.
4. Размывание мировоззренческих ценностей, утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве. 
5. Снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.
Основными результатами развития вышеуказанных негативных тенденций в сфере духовной культуры России сегодня являются:
• Общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, стереотипов и норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное и не имеющее достаточных оснований распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров;
• Утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций;
• Беспрецедентное в истории России развитие коррупции и преступности, в том числе – организованной преступности, бандитизма, рэкета, различных видов мошенничества, экономических преступлений;
• Недопустимо высокий уровень социального расслоения российского общества.
• Развитие массового алкоголизма, который уже стал настоящим бедствием для России и реально угрожает вырождением генофонда нации;
• Неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России, а также малая средняя продолжительность жизни, которая является самой низкой в Европе;
• Развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака, сквернословия;
• Рост количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности;
• Снижение престижа России за рубежом как страны высокой культуры, образованности и социальной справедливости.
 В самые последние годы в области духовной культуры России наблюдаются также и некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышение внимания
со стороны государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам повышения национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения. Так, например, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года проблемы культуры выделены в качестве самостоятельного раздела, в котором рассматриваются наиболее важные угрозы и меры им противодействия.
Несомненный прогресс наблюдается и в вопросах взаимодействия органов государственной власти России с Русской православной церковью и другими основными традиционными для нашей страны конфессиями – исламом, буддизмом и иудаизмом. Это взаимодействие осуществляется как по вопросам внешней политики, так и в интересах достижения национального согласия внутри страны, повышения уровня нравственной культуры российского общества, в том числе - при решении задач воспитания молодого поколения российских граждан и воспитательной работы с заключенными.
Однако указанный прогресс не снижает остроты перечисленных выше актуальных проблем в сфере духовной культуры России, современное состояние которой и наблюдающиеся в ней тенденции вызывают вполне обоснованную тревогу за будущее нашей страны. Поэтому проблемы духовной культуры в последние годы все чаще рассматриваются научными и общественными организациями России на семинарах и конференциях, а также поднимаются в научных публикациях [19-21]. Все это свидетельствует о том, что актуальность этих проблем начинает все больше осознаваться российским обществом, которое пытается найти пути их решения. И это необходимо учитывать при формировании  государственной культурной политики России.
Духовная культура как фактор обеспечения национального единства

Мировая история убедительно свидетельствует о том, что поддержание национального единства выступает фактором, обеспечивающим жизнеспособность нации, суверенитет и территориальную целостность той или иной страны. В современных условиях глобализации общества и усиления конкурентной борьбы на мировых рынках значение этого фактора существенным образом возрастает. Поэтому национальное единство является сегодня одним из необходимых условий, своего рода гарантией сохранения национальной безопасности России как суверенного государства.
Однако какое содержание мы вкладываем сегодня в понятие «национальное единство»?  Что это – моноэтническое государство, единая государственная идеология или же общая религия для людей, проживающих на территории данной страны? Исследования показывают, что национальное единство страны – это, прежде всего, единство представлений ее народа о наиболее значимых духовных ценностях. Ценностно-смысловые основания, лежащие в основании коллективной – национально-культурной идентичности, разделяемой всеми жителями страны, составляют ядро национального единства. Именно это, а не принадлежность людей к той или иной конфессии или же этносу, и обеспечивает сплочение народа данной страны, делает его единой нацией.
Таким образом, необходимым условием для обеспечения национального единства российского народа является его культурная общность и, в первую очередь, общность духовных ценностей. Именно эти факторы и создают специфические особенности менталитета, психического склада граждан, которые формируют у народа то стратегически важное качество, которое и называется национальным единством. 
Исследования показывают, что национальное единство объективно проявляет себя тогда, когда нация одинаково реагирует на внешнюю угрозу или внутренний кризис [18]. Иначе говоря, если большинство населения многонациональной страны одинаково реагирует на внешнюю угрозу или внутренний кризис и в нем не наблюдается расхождений в реакции со стороны различных этнических, религиозных или же социальных групп на эти угрозы, то можно говорить о том, что в данной стране сформировалось национальное единство. Это именно тот важнейший критерий, с помощью которого можно судить об уровне национального единства страны.
Современное состояние духовной культуры России

По оценкам многих специалистов, современное состояние духовной культуры России следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собой угрозу для национальной безопасности. Духовная атмосфера, сложившаяся за последние 20 лет в российском обществе, является результатом глубоких трансформаций в сфере культуры, связанных с радикальной перестройкой общественных отношений в условиях перехода страны к рыночной экономике. Она обусловлена деидеологизацией общества и внедрением в общественное сознание принципиально чуждых для нашей страны ценностных ориентаций, характерных для западного капиталистического общества.
В результате этого  в России существенным образом усилилась потребительская ориентация общественного сознания, возросли индивидуалистические тенденции и  карьеризм, стремление к личному обогащению в ущерб интересам других людей, а материальные ценности приобретают все больший приоритет перед духовными.  Происходит коммерциализация искусства, образования и медицинского обслуживания, других сфер жизнедеятельности общества. Снижается общий уровень образованности нации, падает традиционно высокий интерес граждан России к чтению. В результате засилья массовой культуры деформируется эстетический вкус общества. 
Эти тенденции подтверждаются результатами социологических исследований, проведенных  в последние годы отечественными учеными. Именно поэтому и наблюдается сегодня в российском обществе снижение патриотизма и гражданской ответственности за дальнейшую судьбу страны, стремление копировать далеко не лучшие образцы западной культуры, чуждые для национального менталитета России. 
Результаты социологических опросов показывают, что многие наши сограждане из числа молодого поколения, хотели бы покинуть свою страну, постоянно жить и работать за рубежом, главным образом, в США и странах Западной Европы, где уровень жизни сегодня гораздо  выше, чем в современной России. При этом в качестве основной причины таких намерений респонденты называют отсутствие у них перспектив получить интересную и хорошо оплачиваемую работу в России, а также возможности в обозримом будущем решить свои проблемы жилищного характера.
Дальнейшее сохранение описанного выше состояния духовной культуры России противоречит ее национальным интересам и поэтому является недопустимым. Здесь необходимы комплексные меры системного характера, направленные на коренное изменение существующей ситуации. Однако для того, чтобы эти меры оказались эффективными, нужно четко представлять себе содержание современных угроз для российской духовной культуры и те причины, которые эти угрозы обуславливают.
Основные угрозы в сфере духовной  культуры России

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [5] указано, что главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются:
1. Засилье продукции массовой культуры низкого качества, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев;
2. Противоправные посягательства на объекты культуры;
3. Попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;
4. Пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
Нам представляется, что к  числу этих угроз необходимо также добавить следующие весьма важные угрозы:
5. Распространение философии потребительства в российском обществе в ущерб его духовному развитию;
6. Девальвация традиционных культурных  и нравственных ценностей России;
7. Социальная несправедливость в современном российском обществе и недопустимо высокий уровень социального расслоения, которые препятствуют достижению национального единства;
8. Расширение культурно-цивилизационных «разрывов» между субъектами Российской Федерации;
9. Информационное и цифровое неравенство;
10. Низкая результативность общественного контроля за этической стороной деятельности средств массовой информации; 
11. Снижение качества российского образования, в особенности  в области истории, русской литературы и русского языка;
12. Ослабление воспитательной роли российского образования, отсутствие в стране целостной и эффективной системы нравственного воспитания детей и молодежи.
Каковы же главные причины и источники указанных выше угроз, которые негативным образом воздействуют на состояние духовной культуры России и последствия которых мы уже наблюдаем сегодня? В их числе следует различать внешние и внутренние источники. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Глобализация общества и культурологическая экспансия западных стран. Некоторые из перечисленных выше угроз обусловлены развитием процессов глобализации мирового сообщества, результатами которого является не только формирование международных рынков и общего экономического пространства, но также и культурная экспансия со стороны стран Западной Европы и США по отношению к другим странам мира, в том числе – и к России. Происходящая сегодня в результате этой экспансии девальвация культурных  и нравственных ценностей,  является, по мнению ряда авторитетных ученых, в том числе из капиталистических стран [16,17], главной причиной системного кризиса цивилизации, а также современного глобального финансово-экономического кризиса. Мало того, именно девальвация культурных и нравственных ценностей представляет собой основную угрозу для дальнейшего устойчивого и безопасного развития современной цивилизации, основанной на стремлении к потреблению и социальном неравенстве. 
Хотелось бы подчеркнуть, что, говоря о нежизнеспособности современной системы ценностей, многие авторы имеют в виду ценностные приоритеты, ориентированные, главным образом, на удовлетворение материальных потребностей человека в ущерб его духовному развитию. Они отмечают, что стремление к материальному благополучию и личному обогащению стало сегодня главным приоритетом культуры многих развитых стран Запада, которая благодаря процессу глобализации активно навязывается сегодня всему остальному миру. Однако именно эта потребительски ориентированная культура, по мнению ряда отечественных и западных ученых [9-16], и представляет сегодня наибольшую угрозу для дальнейшего устойчивого и безопасного развития человеческого общества.
Усиление социального расслоения общества. Если рассмотреть внутреннюю структуру угрозы развития потребительски ориентированной культуры, то в ней можно выделить следующие три основных компонента. Первый из них связан с все большим расслоением общества на богатых и бедных. Исследования показывают, что сегодня лишь 10% населения земного шара принадлежат к материально обеспеченному классу. Это те люди, у которых есть не только крыша над головой, пища, одежда и необходимые предметы жизнеобеспечения, но также и средства для приобретения предметов роскоши, путешествий, дорогостоящего отдыха и развлечений. Вместе с тем, именно эти люди потребляют более трех четвертей всех ресурсов нашей планеты. Так, например, по некоторым оценкам, один гражданин США расходует ежегодно такое же количество энергии, что и 200 жителей Индии, и, кроме того, создает еще около двух тонн отходов. 
Понятно, что такой уровень потребления невозможно обеспечить для всего населения нашей планеты, численность которого быстро растет и уже приближается к значению 7 млрд. человек. Да это и не нужно, так по существу речь здесь идет о режиме сверхпотребления, который является губительным не только для нашей планеты, но и для самого человека.  И, тем не менее, процесс социального расслоения в современном обществе продолжается, что является одной из главных причин роста социальной напряженности, как в отдельных странах, так и в мировом сообществе в целом. Этому в значительной мере способствует процесс глобализации общества, который в особенности активизировался в 21-м веке. Развитие глобальной сети телевидения, где сегодня активно пропагандируется западный образ жизни и рекламируются предметы роскоши, содействует возникновению у многих людей чувства несправедливости современного социального мироустройства со всеми вытекающими из этого последствиями. 
В то же время необходимо отметить, что и среди обеспеченных людей, часто ведущих расточительный образ жизни, также возрастает чувство неудовлетворенности. Социологические исследования показывают, что материальное богатство не делает человека счастливым, так как оно не может удовлетворить глубинных духовных потребностей человека. Оно принципиально не способно дать ему то, к чему он действительно стремится на подсознательном уровне. 
Нравственно-психологические аспекты деградации современной цивилизации. Результаты исследований показывают, что даже очень богатые люди, в большинстве своем, чувствуют себя несчастными, так как не имеют главного: любви, уважения, понимания и искренней привязанности других людей, душевного спокойствия.  В связи с этим даже в экономически развитых странах сегодня происходит рост числа психических расстройств и заболеваний, алкоголизма, наркомании и насилия в семье. Именно там наблюдается все большая утрата смысла жизни, духовных ценностей и перспективных жизненных ориентиров, разрушение семьи и все большее отчуждение людей друг от друга и окружающей их природы.
Весьма наглядно рост этих тенденций показан в монографии американского политолога П. Бьюкенена, изданной недавно под характерным названием «Смерть Запада» [17]. В ней на конкретных примерах показано, что западная цивилизация сегодня деградирует не только на нравственном, но также и на физическом уровне. Ведь именно в западных странах быстро сокращается численность населения, так как многие проживающие в них люди просто не хотят иметь детей, чтобы не тратить свое время и средства на их воспитание. В результате этого, по некоторым прогнозам, уже в 2010 году коренные англичане в Лондоне могут оказаться в меньшинстве по сравнению с остальным населением этого города, который же сегодня переполнен эмигрантами, главным образом, из стран мусульманского мира.
Еще один негативный результат потребительской ориентации общественного сознания в современном обществе заключается в широкомасштабном истреблении природы, которая сегодня рассматривается лишь как источник ресурсов для удовлетворения растущих потребностей человека. При этом прогнозы ученых о том, что эти ресурсы в ближайшие десятилетия будут исчерпаны, сегодня никого особенно и не волнуют, так как поколение наших современников руководствуется известным принципом Людовика XV-го: «После нас – хоть потоп!».
Таким образом, наблюдающиеся в России попытки заимствования духовных ценностей современной западной культуры, в основе которой сегодня доминируют эгоизм, личный успех и материальное благополучие, являются чрезвычайно опасными для будущего нашей страны, так как они разрушают не только национальное единство общества, но и самого человека как нравственную личность. Эти ценности являются также серьезным препятствием на пути решения тех глобальных экологических проблем России и мира, которые в последние годы быстро нарастают и представляют собой серьезную угрозу для будущего всего человечества.
Проблема обеспечения национального единства России. В 2009 году Рабочей группой партии «Единая Россия» был разработан проект «Декларации национального единства и гражданской солидарности», который, по замыслу авторов проекта, должен стать основой политики этой партии в сфере межнациональных отношений и межконфессионального диалога. Предполагается, что эту Декларацию будет предложено подписать представителям религиозных и общественных организаций России, политическим партиям, бизнес-сообществу и средствам массовой информации. При этом имеется в виду, что принявшие Декларацию политические партии, религиозные,  общественные и другие организации возьмут на себя обязательства руководствоваться в своей деятельности основными принципами и положениями этой Декларации.
В частности, они не должны допускать тенденциозного подбора фактов с этнической, религиозной или миграционной окраской при освещении и обсуждении  различных событий внутренней жизни нашей страны, не использовать эти факты в политической борьбе, противодействовать пропаганде национального превосходства и разжиганию расовой, национальной и религиозной розни. Они должны также настойчиво переубеждать или освобождаться от членов и сотрудников, выступающих с позиций идеологии нетерпимости и экстремизма, усилить воспитательную и просветительскую работу в учебных заведениях и трудовых коллективах по предотвращению дискриминации, насилия и конфликтов.
Некоторые результаты общественного обсуждения проекта данной Декларации представлены в сети Интернет. Их анализ показывает, что главное внимание в Декларации уделено проблеме обеспечения толерантности,  т.е. взаимной терпимости представителей различных этнических и религиозных групп в российском обществе. Однако для достижения основной цели Декларации - национального единства и гражданской солидарности в стране – этого явно недостаточно. Известные события последних лет во Франции и Великобритании, связанные с проявлениями национального экстремизма, убедительно показали, что проводимая в этих странах политика толерантности по отношению к мигрантам из стран Ближнего Востока является неэффективной и не обеспечивает необходимого уровня безопасности  коренного населения. Мало того, в долгосрочной перспективе эта политика может вообще привести к утрате коренным населением своей национальной идентичности. Поэтому для обеспечения национального единства России нужны другие подходы, основанные на понимании комплексного характера этой проблемы.
Основные направления новой государственной политики России   в области духовной культуры
Сфера массовых коммуникаций и информации. Большую опасность в сфере духовной жизни российского общества представляют угрозы, связанные с продолжающейся пропагандой потребительского образа жизни и большим количеством сцен насилия и жестокости на российском телевидении. Поэтому представляются крайне необходимыми и неотложными такие меры законодательно-правового характера, которые эффективно противодействовать этим угрозам. Так, например, необходим Закон об информационно-психологической безопасности детей, подростков и молодежи от негативного воздействия рекламы, а также Закон о защите общественной нравственности в сфере массовой информации, включая телевидение и мобильную связь. 
Требования безотлагательно принять эти законы в России в последние годы все чаще выдвигаются самыми различными общественными организациями, в числе которых Ассоциация школьных библиотек России. По оценкам специалистов, без этих законов обеспечить психологическое здоровье нации и, в особенности ее молодого поколения, в современных условиях практически не представляется возможным. Такие законы в настоящее время действуют в ряде стран (например, в Германии, Франции, Бельгии и Великобритании) и, как показывает опыт, являются весьма эффективными [22]. 
Существенно более сложной, но также актуальной и важной проблемой является проблема защиты общественной нравственности в сети Интернет. Глобальный характер этой сети и ее принципиальная открытость для пользователей затрудняют решение этой проблемы не только в правовом, но и в техническом аспекте. И, тем не менее, определенный опыт решения этой проблемы в развитых странах уже имеется, и поэтому он может и должен быть использован в государственной политике России в сфере духовной культуры.
Еще одной угрозой для духовной культуры России является широкое распространение на компакт-дисках компьютерных игр и видеопродукции  низкопробного содержания. Массовое увлечение молодежи компьютерными играми, в которых преобладают сцены насилия и жестокости, оказывает разрушительное воздействие на психику детей и юношества, содействует формированию у них агрессивности и жестокости. В государственной политике России в сере духовной культуры необходимо предусмотреть специальные меры противодействия этой новой угрозе, которая по мере развития процесса информатизации общества будет все больше нарастать.
Научные исследования. Уровень развития научных исследований в России в области изучения наиболее актуальных проблем духовной культуры и их связи с проблемами национальной безопасности и дальнейшего развития российского общества в настоящее время представляется явно недостаточным. Здесь необходимо стимулировать проведение целого ряда фундаментальных и прикладных исследований, направленных на формирование научно-методологической базы эффективной государственной политики в сфере духовной культуры. Эта политика должна, с одной стороны, учитывать комплексный характер данной проблемы, а, с другой стороны, - быть адекватной современным вызовам и угрозам для национальной безопасности.
Начинать эту работу нужно будет с формирования современного терминологического аппарата, который необходим для изучения данной проблемы. Ведь до настоящего времени нет достаточно строгих научных определений содержания таких важнейших понятий, как национальное единство, гражданское согласие, социальное расслоение, социальная справедливость и ряда других. Некоторые определения этих терминов предложены в настоящей работе, но они, конечно же, требуют специального обсуждения и уточнения.
Что же касается тематики самих научных исследований проблем духовной культуры, то они должны проводиться не только культурологами, но также и специалистами в других областях гуманитарной науки – социологии, психологии, образования, сферы труда и социальных отношений, а также правовой сферы. При этом представляется необходимым стимулировать проведение междисциплинарных исследований, в том числе – исследований влияния духовной культуры общества на его физическое здоровье. Исследования показывают, что это влияние является весьма существенным и во многом определяет такие важные показатели жизнеспособности нации, как средняя продолжительность жизни населения, уровень рождаемости и смертности, а также количество убийств и самоубийств [12].
Сфера образования. Сфера образования является одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области духовной культуры. Ключевой проблемой здесь для современной России, по мнению многих авторитетных отечественных ученых [13-15,19], является безотлагательное восстановление системы нравственного воспитания нового поколения российских граждан, которая в настоящее время практически полностью разрушена. Эту систему в ближайшие годы придется формировать и выстраивать заново. С этой целью необходимо будет не только пересмотреть содержание многих образовательных программ  для средней и высшей школы, но также обеспечить соответствующую подготовку преподавателей в области психологии и методологии воспитательной работы. 
Проблема эта является исключительно сложной, поэтому ее практическое решение потребует значительного времени и средств. Однако стратегическая важность этой проблемы эти затраты вполне оправдывает, так как без ее решения многие цели модернизации и дальнейшего развития нашей страны, а также обеспечения ее национальной безопасности не смогут быть достигнуты.
Культура и искусство. Государственную политику России в области культуры и искусства в ближайшие годы необходимо изменить самым существенным образом. Прежде всего, представляется необходимым остановить процессы дальнейшей коммерциализации этой сферы, когда в угоду получения прибыли обществу предлагаются такие произведения, которые не отвечают высоким нравственным нормам и не содействуют формированию в обществе патриотизма и национального единства страны. Главными же направлениями этой политики должны стать следующие:
• стимулирование деятелей культуры и искусства в направлении создания высокохудожественных произведений, объективно освещающих наиболее важные этапы истории развития нашей страны и содействующие укреплению национального единства, патриотизма и нравственности;
• содействие распространению этих произведений в обществе и их использованию в системе нравственного воспитания молодого поколения.
Наиболее важными здесь представляются использование возможностей телевидения, сети кинотеатров, школьных и общественных библиотек, а также тех новых возможностей, которые создаются сегодня благодаря развитию средств информатики и новых информационных технологий. Многие произведения литературы и искусства могут быть представлены не только в традиционной форме, но также и в электронном виде на компакт-дисках и других носителях информации. Это позволяет распространять их по каналам цифровых коммуникаций и использовать как в режиме коллективного доступа, так и индивидуально с применением персональных средств информатики.
Социальная сфера. Главными направлениями государственной политики в социальной сфере на ближайшие годы для обеспечения национального единства России должны стать следующие:
• преодоление бедности и снижение уровня социального неравенства граждан страны;
• повышение уровня социальной защищенности преподавателей общеобразовательных школ, библиотечных работников и воспитателей в дошкольных учреждениях;
• решение проблемы доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченной мобильностью;
• кардинальное решение проблемы детской беспризорности в России.
Другие проблемы социальной сферы оказывают меньшее влияние на состояние духовной культуры России и должны решаться в соответствии с основными положениями Концепции ее долгосрочного социально-экономического развития.
Экономика, финансы и бизнес. Государственная политика в данной сфере должна быть направлена на повышение уровня жизни народа, а также социальной ответственности бизнеса перед обществом. Нравственные аспекты данной проблемы связаны с развитием традиционной для российской культуры благотворительной деятельности крупных промышленных и финансовых компаний, а также повышением личной скромности самих бизнесменов. К сожалению, примеры последнего времени, когда члены правления семи ведущих банков России в условиях финансово-экономического кризиса назначили себе бонусы в размере 4,5 млрд. руб., свидетельствуют о том, что в данной области у нас давно не все в порядке. Таким образом, проблема «жирных котов», с которой сегодня разбирается специальная комиссия Конгресса США, существует не только в этой стране, но и в России. И она должна решаться как на нравственном, так и на законодательном уровне. Социологические опросы показывают, что значительная часть населения России считает необходимым введение прогрессивного налогообложения крупных доходов, а также налога на роскошь. Опыт развитых стран показывают, что эти меры являются весьма эффективными и содействуют снижению социальной напряженности в обществе. 
Еще один путь к повышению уровня гражданской солидарности российского общества в данной сфере лежит в направлении развития сектора корпоративной собственности на крупных, средних и малых предприятиях. Здесь можно было бы использовать опыт организации бизнеса в Японии, где уже более 80% акционерного   капитала принадлежит не отдельным физическим лицам, как это имеет место в современной России, а менеджерам и специалистам самих предприятий. Анализ распределения собственности 200 крупнейших компаний Японии показал, что практически вся она принадлежит не физическим, а юридическим лицам. Этот факт во многом обусловлен традициями японской национальной культуры, в которой корпоративное начало и коллективизм труда достаточно ярко выражены. Но ведь и для российской культуры коллективный труд также является давней традицией, но, тем не менее, корпоративная форма собственности в нашей стране еще не получила своего необходимого распространения.
В 2006 году в России был принят Федеральный закон о целевом капитале для некоммерческих организаций, который позволяет создавать специальные фонды для финансовой поддержки общественных организаций в сфере науки, образования и культуры. Такие фонды широко распространены сегодня в развитых странах, они формируются, главным образом, за счет пожертвований крупных корпораций и частных лиц и являются серьезной поддержкой деятельности общественных организаций. В России же эта практика еще только начинает формироваться.
Нравственное воспитание молодежи. Проблема нравственного воспитания молодого поколения является одной из самых острых и стратегически важных проблем современной России. Для характеристики ситуации в данной области приведем ее оценку, которая содержится в тексте Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [8]: «Наибольшую опасность в сфере культуры представляет неспособность современного гражданского общества воспитать у молодого поколения чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны». Несмотря на то, что эта оценка была сделана еще в 2000-м году, она остается справедливой и сегодня, так как ситуация в молодежной сфере за прошедший период только ухудшилась. Ведь систематической воспитательной работы с молодым поколением граждан России сейчас практически не ведется. И это является одной из главных причин сложившейся ситуации.
Таким образом, сегодня в России мы имеем глобальную гуманитарную проблему, которую часто называют проблемой преемственности поколений. Эта проблема существует сегодня в науке, образовании, сфере высоких технологий [11,13] и является чрезвычайно важной для будущего любой страны и цивилизации в целом. Но в данном случае мы затронем лишь один аспект этой проблемы – преемственность поколений в сфере духовных ценностей. Стратегическую важность этого аспекта трудно переоценить, ведь именно те молодые люди, которым сегодня 15-25 лет, через 10-20 лет будут составлять наиболее активное ядро российского общества. Именно они будут принимать наиболее важные решения в политике, технике и экономике, именно им  предстоит практически осуществлять ту самую стратегию инновационного развития нашей страны, которую мы сегодня приняли. Насколько будет готово это поколение, прежде всего, в морально-психологическом плане, к решению столь грандиозных и беспрецедентно сложных задач? Думается, что при современном уровне духовной культуры молодого поколения и его ценностных ориентациях эти задачи могут оказаться ему не по силам. И это мы должны четко осознавать. Именно поэтому проблема  духовной культуры молодого поколения должна получить высокий приоритет и особое внимание в государственной политике России в сфере духовной культуры.
Государственная власть. Одной из наиболее сложных и важных проблем духовной культуры в сфере государственной власти современной России является проблема коррупции. Анализ опыта решения этой проблемы в таких странах, как Китай и Сингапур [18], показывает, что только одними законодательными мерами решить эту проблему не удается. Ключевыми здесь являются нравственные факторы, а именно воспитание честности и достоинства, а также отношение самого общества к проявлениям коррупции. Именно поэтому Президент России Д.А. Медведев в своем Послании к Федеральному Собранию РФ 12 октября 2009 года обратил особое внимание на необходимость воспитания у граждан России нетерпимости к любым формам проявления коррупции.
Международное сотрудничество. В октябре 2010 г. в столице Казахстана Астане планируется проведение Всемирного Форума духовной культуры. Одной из основных причин, которая определяет повышение внимания мирового сообщества к современному состоянию и тенденциям в сфере духовной культуры, является глобальный кризис развития современной цивилизации, одним из проявлений которого является финансово-экономический кризис.  Исследования показывают, что в последнее годы в решении этой проблемы на первый план выдвигаются ее аксиологические аспекты, связанные с необходимостью осмысления тех ценностей, во имя которых, собственно, и должно осуществляться дальнейшее развитие цивилизации. Поэтому все более актуальным становится диалог между представителями различных культур и религиозных конфессий, как способ преодоления существующей в настоящее время их существенной разобщенности, которая вполне реально может перерасти в непримиримое противостояние цивилизаций Востока и Запада [20]. Такой диалог необходим также и для выработки конструктивных предложений по интеграции усилий мирового сообщества перед лицом общей опасности, связанной с нарастанием глобальных проблем современности: энергетического и экологического кризиса, голода и бедности, социального и информационного неравенства [21].
Сегодня на международных форумах слишком много внимания уделяется различным видам свободы и очень мало говорится о нравственности и социальной справедливости, а также о равных правах человека на использование природных благ, которые принадлежат ему по праву рождения, а также на использование тех новых благ, которые дает современное развитие научно-технического прогресса. А ведь именно это и является главной причиной обострения социальной напряженности, а также различного рода политических, социальных и даже вооруженных конфликтов в современном обществе.
Нам представляется, что делегация России должна обязательно принять участие в работе Всемирного Форума духовной культуры, включая формирование его программы и подготовку проектов итоговых документов. Российским ученым есть что представить мировому сообществу на этом Форуме, так как фундаментальные научные исследования проблемы устойчивого развития проводятся в нашей стране уже более 20 лет, и их результаты достаточно хорошо известны как отечественным, так и зарубежным специалистам [9,10,21].
Заключение

Проведенный выше анализ современного состояния, тенденций и проблем духовной культуры и связанных с этим проблем обеспечения национальной и международной безопасности позволяют сделать следующие результирующие выводы:
1. Духовная культура современного общества находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис является главной причиной многих глобальных проблем современности, дальнейшее развитие которых представляет собой реальную угрозу для дальнейшего существования и развития цивилизации.
2. Роль духовной культуры в жизни российского общества в настоящее время существенным образом возрастает. Объявленная Президентом России Д.А. Медведевым новая стратегия развития страны, основанная на ее системной модернизации, требует для своего осуществления существенного повышения сплоченности российского народа, обеспечения национального единства страны и мобилизации всех ее интеллектуальных и духовных ресурсов. Такое единство может быть обеспечено лишь на основе высоких духовных ценностей, характерных для традиционной российской культуры. Сегодня эта задача является самой важной и актуальной, и поэтому именно она должна стать приоритетной в государственной политике Российской Федерации в сфере духовной культуры на период до 2020 года.  Первоочередными шагами в этом направлении должны стать подготовка Национального доклада Президенту России «О состоянии духовной культуры Российской Федерации и мерах по ее укреплению», а также формирование Федеральной целевой программы «Духовная культура России» на период до 2020 года.
3. Важнейшими стратегическими целями государственной политики России в сфере духовной культуры должны стать национальное единство страны и гражданское согласие. Однако эти цели не могут быть достигнуты на основе концепции обеспечения материального благополучия граждан России, так как эта концепция не адекватна ментальности российского общества и его традиционной культуре. Подлинное национальное единство России и гражданское согласие в российском обществе могут быть обеспечены лишь на основе единого понимания гражданами России высоких духовных ценностей, традиционных для российской культуры и сформированных в течение ее многовековой истории. Главными из них являются патриотизм, любовь к своей Родине. Государственная политика России должна быть нацелена на восстановление этих ценностей, на их защиту и укрепление. Эта государственная идеология должна получить свое необходимое отражение также и в законодательстве нашей страны, включая ее основной закон – Конституцию Российской Федерации.
4. Перспективы дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации самым тесным образом связаны с состоянием духовной культуры общества, ее ценностным ориентирами и приоритетами. Духовная культура является сегодня важнейшим стратегическим фактором обеспечения национальной и международной безопасности, ее единственным действительно надежным гарантом.  И здесь уместно вспомнить известное высказывание Иммануила Канта о моральном законе в человеке. 
Моральный закон в душе каждого человека – только он может обеспечить выживание человечества во все более сложном и опасном мире. В формировании этого нравственного закона и заключается основная стратегическая задача духовной культуры на современном этапе развития цивилизации.
Литература
1. Ключи о 21 века: Сб. статей (пер. с франц.). – М., 2004. – 317с.
2. Послание Папы Римского Иоанна Павла Второго по случаю Всемирного дня мира. Ватикан, 01.01.2005г.
4. Более безопасный мир: наша общая ответственность. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам Генеральному секретарю ООН. - Нью-Йорк, 2004 (http://cf.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=750097).
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537).
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
7. Послание Президента России Д.А Медведева к Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. 
8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. ( Утверждена Президентом  Российской Федерации 9 сентября 2000 г.). 
9. Романович А.Л., Урсул А.Д.  Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез).  – М.: Изд. группа «ЖИЗНЬ», 2006. – 512 с.
10. Колин К.К. Безопасное развитие общества как гуманитарная проблема.  Межд. безопасность России в условиях глобализации. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – С. 383-390.
11. Колин К.К. Гуманитарные проблемы информационной безопасности. // Приложение к журналу Информационные технологии, № 12 , 2007. – С. 1-32.
12. Гундаров И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? – М.: Медиа Сфера,   1995. – 100 с.
13. Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). –М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. – 560 с.
14. Семенов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох: Избранные научные работы (1997-2007гг.). – СПб.: Изд-во С.- Петерб. университета, 2008. – 479 с.
15. Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы. /Отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 480 с.
16. Гроф С. Революция сознания: Трансатлантический диалог. / С. Горф, Э. Ласло,             П. Рассел; Пер. с англ. – М.: Изд. АСТ, 2004. – 284 с.
17. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 444 с.
18. Хонг М. Секреты успеха Сингапура: 12 статей господина Марка Хонга Тат Сун, Посла Республики Сингапур в России и на Украине. - М.: Изд-во Посольства Республики Сингапур в России, 2000. – 174 с.
19. Филология и школа. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа». Вып. II. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 456 с.
20. Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устоLйчивого развития: Мат. межд. конференции. Москва, РАГС, 13-16 сент. 2007 г. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 848 с.
21. Международная безопасность России в условиях глобализации. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 560 с.
22. Закон о распространении материалов, вредных для молодежи. Принят Германским Бундестагом 14.07.1953г. 
 
KOLIN K.K.
SPIRITUAL CULTURE AS A STRATEGIC FACTOR SECURITY
NATIONAL AND INTERNATIONAL SECURITY

Сведения об авторе:
Колин Константин Константинович – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики Российской академии наук

Статья взята с сайта http://www.astanaforum.kz/, оригинал статьи находится по ссылке.