Копия

к распоряжению Президиума

АН СССР от 19 августа 1954г.

№3-1517.

По разработке в Академии Наук СССР научно-теоретических вопросов организации и осуществления межпланетных сообщений Совет Министров утвердил следующие мероприятия:

I. Возложить на Академию Наук СССР научно-теоретическую разработку и координацию вопросов астронавтики и овладения космическим пространством.

Считать необходимым сосредоточить внимание исследователей, работающих в этой области, на решение следующих проблем:

1. Изучение траектории межпланетного полёта и разработка первого наиболее вероятного маршрута полёта исследователей в космическое пространство.

2. Обеспечение управления космическим кораблём с возможностью изменения его ориентировки в межпланетном пространстве.

3. Разработка методики и техники определения координат космического корабля, находящемся внутри него.

4. Разработка способов связи в космическом пространстве в том числе исследования возможности применения радиосвязи.

5. Использование гравитационных полей космического пространства, создаваемых Землёй, Солнцем и планетами.

6. Расчет и осуществление приземления космического корабля  (по спиральным орбитам) без затраты реактивной тяги двигателя.

7. Разработка методов защиты космического корабля от ударов метеоров и метеоритов.

8. Расчет и способы создания искусственного спутника Земли.

9. Жизнь при отсутствии силы тяжести и действия на человече6ский организм больших ускорений.

10. Разработка приборов и оборудования космического корабля для проведения измерений, управления кораблём и связи с внешним миром, а так же создание внутри корабля условий, допустимых для длительного пребывания в них человеческого организма.

11. Прогнозирование условий жизни на планетах.

12. Изучение поведения материалов в космическом пространстве.

II. Создать при Астрокосмическом Совете Академии Наук СССР постоянную междуведомственную комиссию по координации и контроля научно-теоретических работ в области организации и осуществления межпланетных сообщений.

Поручить президенту Академии Наук СССР товарищу НЕСМЕЯНОВУ утвердить персональный состав комиссий.

III. Поручить Академии Наук СССР:

А) Организовать с 1955г. Издание периодического журнала «Межпланетные сообщения»:

Б) Издать в 1955г. серию брошюр, популяризирующих овладение космическим пространством.

IV. Учредить золотую медаль им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО, присуждённому Президиумом Академии Наук СССР один раз в три года за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений.

V. Поручить Академии Наук СССР (т. НЕСМЕЯНОВ) доложить Совету Министров СССР в декабре 1954 г. О ходе выполнения настоящего Постановления.

Президиум Академии Наук Союза ССР

РАСПОРЯЖЕНИЕ №3-1517

г. Москва                                                    от 19 августа 1954года.

3. Создать при Астрономическом Совете Академии Наук СССР постоянную междуведомственную комиссию по координации и контролю научно-теоретических работ в области организации и осуществления межпланетных сообщений. Поручить Бюро Отделения физико- математических наук в месячный срок представить предложения о персональном составе комиссии.

4. Обязать Астрономический Совет к 1 ноября с.г. предоставить в Президиум АН СССР предложения по научно-теоретической разработке и координации вопросов астронавтики и овладения космическими пространствами, согласно Приложению.

5. Поручить Редакционно-Издательскому Совету (т. САМСОНОВ) в 1955г. Организовать издание периодического журнала «Межпланетные сообщения»,  а также серии брошюр, популяризирующих овладение космическим пространством. Предложения о выполнении этого задания, согласованные с Астрономическим Советом представить в Президиум АН СССР  к 15 октября 1954 года.

6. Начальнику Канцелярии т. ЧАПЛИЕВУ В.П. подготовить на рассмотрение на Президиуме АН СССР материалы по учреждению золотой медали имени К.Э. Циолковского, присуждаемой раз в три года за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений.

7. Поручить Бюро Отделения физико-математических наук к 15 декабря 1954 г. Представить в Президиум доклад о ходе выполнения указанного Постановления Совета Министров Союза СССР.

П.п. И.О. Президента Академии Наук СССР

Академик                                                    К.В. Островитянов

Главный учётный секретарь Президиума

Академии Наук СССР

академик                                  А.В. Топчиев

Комментарии Я.И. Колтунова.

В 1954г. М.К. Тихонравовым предлагалось мне перейти для проведения предложений моих и Группы в эту Комиссию, которая начала работать под председательством академика Л.И. Седова. Я неоднократно бывал в этой Комиссии в связи и с моими (1953г) и ранее предложениями по ИСЗ, программные 1944-1948 по изучению и освоению космоса с санкции М.К. Тихонравова. Во время посещений Л.И. Седова рассматривался вопрос и о представлении меня в качестве космонавта для первых космических полётов на пилотируемых искусственных спутниках (космических пилотируемых кораблях). Моя фамилия значилась по рекомендации заместителя начальника НИИ-4 Ю.А. Мозжорина в числе 15 первых кандидатов в космонавты. Сведения об этом приведены в книге руководителя отбора космонавтов и их подготовки. Однако после рассмотрения материалов на мою кандидатуру в ОКБ-1 С.П. Королёвым, П.А. Анохиным и в других инстанциях в связи с выполняемыми мною работами в качестве руководителя и ответственного исполнителя тематики НИР связанных с новейшими разработками по системе ракетного вооружения, по стартовым и ракетным комплексам, было решено отдать предпочтение молодым лётчикам ВВС, не связанных с этой тематикой (я слишком много знал). В комиссии для начала мне предстояло контролировать и координировать всю документацию, письма и предложения по вопросам астронавтики и овладения космическим пространством. Эта деятельность по моим представлениям была в основном «бумажной», административной, по крайней мере на первых порах.  При этом было необходимо уйти из НИИ-4 и прекратить мои инициативные работы по крупным разделам НИР в Группе М.К. Тихонравова,  а так же комплексы исследований по газодинамике, динамике и физике старта, по начатому мной впервые в мире системному экспериментальному исследованию волновой структуры холодных и высоко нагретых одиночных и составных сверхзвуковых газовых струй в аэродинамических трубах с открытой рабочей частью, на огневых испытательных стендах ракетных двигателей и при пусках ракет. Это значило бы так же недопущение меня к сов. секретной информации по всем последним перспективным разработкам ракетных и стартовых комплексов в организациях промышленности и Министерства обороны, поскольку в Академию наук эти материалы не поступали. Тяга к живой конкретной работе пересилила, я, посоветовавшись с М.К. Тихонравовым, не стал переходить в Комиссию Л.И. Седова и остался в НИИ-4, хотя при работе в Комиссии в системе АН СССР сулились научные степени, звания и прочие «блага».

В ЦК ВКП(б)

В президиум ЦС ОСОАВИАХИМА

О создании при ЦС Осоавиахима отделения подготовки космического полёта .

В Советском Союзе создаются и развиваются новые отрасли науки и техники, необходимые для дальнейшего улучшения материального положения масс и укрепления обороноспособности СССР.

Развитие техники и знаний в области реактивных двигателей за время войны настолько далеко шагнуло вперед, что посылка ракет на дальние расстояния и в космическое пространство перестало быть областью научной фантастики и стала инженерной задачей, разрешение которой дело ближайшего будущего.

В Америке и Англии ведутся крупные работы по созданию дальних ракет и по подготовке космического полёта. Немецкие ракетостроители разрабатывали конструкции космических ракет (летящих с космическими скоростями по космическим траекториям).

Наша страна, являющаяся родиной теории реактивного движения и идеи ракетного космического полёта, так же имеет всё необходимое для постановки в широких масштабах сверхдальних и космических ракет и проведения испытательных полётов.

Советские военные инженеры и техники, студенты – будущие инженеры и учёные – интересуются проблемами связанные задачей технического осуществления космического полёта и по одиночке или небольшими группами работают над их решением.

Такая работа приводит к кустарщине, к напрасной трате сил и времени, к дублированию, т.к. энтузиасты или группы не связаны друг с другом.

Мы считаем, что для координации работ энтузиастов, для популяризации и скорейшего разрешения проблем создания дальних ракет и осуществления космического полёта, целесообразно организовать при Центральном Совета ОСОАВИАХИМА Отделение подготовки космического полёта. Совет Отделение сможет выявить энтузиастов ракетного космического полёта, целесообразно направлять их работу и подобрать кадры для создания в 1948 – 1949 гг. Института Космических проблем.

Первыми задачами Совета Отделения являются:

1. Организовать и провести в сентябре 1947г. Общемосковскую конференцию подготовки космического полёта в дни 90-летия со дня рождения основоположника теории ракетного космического полёта К.Э. Циолковского.

2. Выявить энтузиастов ракетного  космического полёта в Москве, в Ленинграде, Киеве, Свердловске и др. городах Советского Союза.

3. Всемерно популяризовать идеи космического полёта путем организации в институтах, техникумах и школах кружков и отделений научных обществ подготовки космического полёта.

4. Организовать конструкторскую бригаду Московского Отделения  подготовки космического полёта и обеспечить ведение ею конкретной работы по отдельным вопросам, связанным с проблемами технического осуществления космического полёта.

5. Собрать материалы к 1-му сборнику научных работ по вопросам, связанным с подготовкой космического полёта.

Нам кажется, что это мероприятие поможет осуществлению задачи, поставленной перед советским народом т. Сталиным    превзойдёт в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны».

Мы уверены, сто осуществление космических полётов, полёты на планеты, будут иметь не меньшее научное, военное и народо-хозяйственное значение, чем освоения атмосферы Земли аппаратами тяжелее воздуха, чем другие важнейшие достижения науки и техники.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КООРДИНАЦИОННОГО

КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЁТА

ПРОФЕССОР-ДОКТОР                                      /А.А. Космодемьянский/

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КООРДИНАЦИОННОГО

КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЁТА (от МАИ)                       /Я.И. Колтунов/

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КООРДИНАЦИОННОГО

КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЁТА (от МГУ)                       /Ф.И. Михайлов/

п/п верно

Комментарии Я.И. Колтунова.

Подготовленное мною письмо было подписано и направлено в соответствующие организации. Было предложено подписать это письмо А.А. Космодемьянскому в качестве председателя Координационного совета коллективов подготовки космического полёта на основе просьбы Ф.И. Михайлова для придания «большего веса» письму, хотя этот Координационный совет был создан по моему предложению в 1944г. и я был его фактическим избранным председателем, но я был тогда студентом МАИ, а письмо направлялось в «высокие инстанции». В последующем вся работа по реализации предложений, изложенных в этом письме, осуществлялась мною:

- я встречался неоднократно в 1944-1947гг. с председателем Центрального Совета Осоавиахима, получил его поддержку, на основе чего в последующем при ЦС Осоавиахима была создана секция астронавтики в 1954г.;

- О.А. Чембровским мне предлагалось возглавить эту секцию, однако в тот период с 1948г. я уже работал с М.К. Тихонравовым в его Группе и мне запретили, в соответствии с действующими правилами сов. секретных работ, даже общаться с несекретной общественной организацией, имеющей отношение к ракетной технике. Эту секцию возглавил Н.А. Варваров. В 1947г. по нашему предложению была проведена вторая научная конференция Академии наук СССР по изучению стратосферы (атмосферы). Первая конференция была проведена в 1934г.;

- все остальные пункты предложений были реализованы мною путём организации и работы под моим руководством с 1943 по 1948г. межфакультетской Стратосферной Секции (с 1945г. – Отделения) подготовки технического осуществления ракетных и космических полётов сначала Авиамоторного научно-технического общества, а затем Авиационного научно-технического общества студентов (АНТОС) Московского Авиационного института (МАИ), их межвузовской Конструкторской бригады и Лётно-исследовательской группы; история этих разработок приведена в ряде научно-технических сборников С.О. АНТОС «Путь в космос» с 1945-1946гг., а так же во многих последующих изданиях и в сети интернет на сайте www.koltunov.ru.