Rambler's Top100

Сайт Яна Ивановича Колтунова

Всё выше и выше: к 150-летию со дня рождения К.Э. Циолковского

Опубликовано: «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») №5 (51)

Шел 1935 год. Циолковский еще не знал, что это был последний год его жизни. В январе он закончил автобиографию «Черты из моей жизни» - подведение итогов пройденного пути, вполне оправданный шаг для 77-летнего возраста. Удивительно другое - энергия, упорство и одержимость, с которыми ученый продолжал работать в поиске способов достижения наивысших скоростей, и всякий раз новый взлет мысли. Последняя глава автобиографии (по каким-то причинам редко публикуемая и, к сожалению, не включенная в последнее, юбилейное издание этого года) заканчивалась словами: «:Новые мысли о достижении космических скоростей. В настоящее время все мои силы сосредоточены на изобретении новых моторов и победе с помощью их высших атмосферных и заатмосферных пространств».

Этой проблеме посвящен ряд последних работ Циолковского и в том числе написанная 28 января 1935 г. статья «Наибольшая скорость ракеты». Циолковский предлагает здесь новое решение проблемы скоростей. И связано оно с открытием, о котором Константин Эдуардович так сообщал в письмах своим корреспондентам Я. Перельману и В. Рюмину: «:вчера, 15 декабря 1934 года, после шести часов вечера, я натолкнулся на новую мысль относительно достижения космических скоростей. Последствием этого открытия явилась уверенность, что такие скорости гораздо легче получить, чем я предполагал. Возможно, что их достигнут через несколько десятков лет, и, может быть, современное поколение будет свидетелем межпланетных путешествий. Таким образом, идея 15 декабря приблизила реализацию космической ракеты, заменив в моем воображении сотни лет (как я писал в 1903 г.) только десятками их».

Речь идет об «эскадре ракет» Циолковского. Суть идеи в следующем: старт эскадры ракет (или ракетопланов); их полет «одновременно и рядом (близко)», включающий перелив топлива; возвращение на землю ракет с израсходованным топливом; достижение максимальной скорости последней ракетой, которой отдана энергия топлива всей «эскадры».

Первая публикация, где была отражена идея ракетных эскадр, появилась в газете «Техника» 30 апреля 1935 г. под названием «Достижение космической скорости». А через день Циолковский сообщил о своем новом открытии всей стране по радио, не раскрывая его содержания. Остановимся на этом историческом факте и связанных с ним документах подробнее.

Итак, это произошло 1 мая 1935 года. По Всесоюзному радио прозвучало обращение Константина Эдуардовича к участникам демонстрации на Красной площади в Москве. Запись была произведена накануне праздника на Калужском радиоузле, в здании, где в настоящее время находится Главпочтамт. Циолковского привезли сюда на машине и записали его речь на радиопленку с помощью специального аппарата. В печати текст первомайского приветствия Циолковского появился только спустя несколько месяцев, когда великого ученого не стало - в траурный день его похорон, 21 сентября:

С тех пор прошло семьдесят с лишним лет. Первомайская речь Константина Эдуардовича перепечатывалась и цитировалась по первым публикациям в центральных газетах, главным образом с опорой на статью «Осуществляется древнейшая мечта человечества», опубликованную в «Правде». Хотя, несмотря на твердый первоисточник, со временем слова «:герои, смельчаки:», интонационно разделенные Циолковским как однородные члены, были преобразованы в закрепившееся сочетание «герои-смельчаки», а «:воздушные тропы трасс:» иногда превращались просто в «воздушные трассы».

Теперь о фрагменте речи, где говорилось об открытии. Не будем судить о том, обратил ли кто-нибудь когда-либо внимание на то, что он по каким-то соображениям был купирован при первом опубликовании текста речи, а значит, не публиковался никогда. Если быть точнее, этот фрагмент речи был свернут в предложение «Я верю, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия».

Полная запись первомайской речи Циолковского звучала в эфире не часто. Надо признаться, что обратить внимание на слова Циолковского «:Недавно я сделал открытие:», произнесенные им в первомайском выступлении, пришлось благодаря калужскому журналисту Эдуарду Воронцову, который два года назад накануне 1 мая дал в эфир по областному радио запись речи Константина Эдуардовича в полном объеме. Невольно возник вопрос: о каком открытии говорил ученый, если главное его открытие восходит к приоритетному труду 1903 года и касается оно космической ракеты с математическим обоснованием возможности полета за пределы атмосферы? Ответ пришел в ходе изучения архивных материалов, включая сохранившуюся аудиозапись. Вывод был однозначным: вне всякого сомнения, ученый имел в виду идею «эскадры ракет».

При сравнении аудиозаписи речи Константина Эдуардовича с текстом публикаций выяснилось, что помимо купирования текста речи в него внесены многочисленные редакционные поправки, искажающие речевой портрет ученого и упрощающие его высказывания. Так, предложение «Птицам теснее становится в воздухе» было заменено на «Стальным птицам становится тесно в воздухе» и т.д. Нетронутыми остались лишь 5-6 коротких предложений. По большому же счету, первомайское приветствие Циолковского лишилось главного смысла, который он в него вкладывал, желая поделиться со страной радостью своего открытия - ведь вся работа его была направлена на благо людей, а следовательно, он считал, что радость эта должна быть общенародной.

Сегодня мы впервые приводим текст выступления Циолковского по Всесоюзному радио 1 мая 1935 г., восстановленный по аудиозаписи из архива Калужского областного радио, являющейся, к слову сказать, единственным звуковым источником, в котором увековечен голос основоположника теоретической космонавтики.

«Из тихого, скромного города Калуги позволю себе обратиться к первомайским пролетарским и колхозным колоннам с горячим отеческим приветом.

Привет вам!

Представляю себе Красную площадь столицы. Сотни стальных стрекоз вьются над головами идущих. Низко-низко проплывают сигары дирижаблей - мечта моей юности, исполнение заветных и пылких моих фантазий, а пожалуй, и некий результат моих ранних работ.

Птицам теснее становится в воздухе. И это стало возможным у нас лишь теперь, в последние годы, когда и партия наша, и правительство наше, и трудовой народ наш, когда каждый трудящийся Родины нашей советской - все, все дружно принялись за осуществление дерзновеннейшей мечты человечества, завоевание заоблачных высот.

Небывалый подъем! Прежде ничего подобного видано не было. Немудрено поэтому, что именно советские пилоты пробрались выше всех в загадочные слои стратосферы. Понятны и все другие высотные рекорды. Легко объяснимы и мировые рекорды наших парашютистов, и рекорды на продолжительность полета, и многочисленные проявления геройства наших славных завоевателей воздуха.

Теперь-то я точно уверен в том, что и моя другая мечта, междупланетные путешествия, теоретически мною обоснованная, претворится в действительность.

Сорок лет я работал над реактивным двигателем и был уверен, что прогулки на Марс начнутся лишь через многие сотни лет. Но сроки меняются. Не могу отказать себе в желании поделиться последней новостью, радостью моей в качестве первомайского подарка вам.

Недавно я сделал открытие, которое, возможно, сделает уже вас, виновников первомайских торжеств, свидетелями первого заатмосферного путешествия. Реализация моего открытия, несомненно, ускорит вот это активнейшее участие миллионов в деле завоевания высот.

Юные летатели, так именую я карапузов и с авиамоделями детей у планеров, юношей на самолете, их десятки тысяч у нас, - на них я возлагаю самые смелые надежды. Они помогут осуществить мои открытия, они дадут талантливых строителей первого междупланетного корабля. Они, герои, смельчаки, проложат первые воздушные тропы трасс: Земля - орбита Луны, Земля - орбита Марса, а еще далее Москва - Луна, Калуга - Марс.

Наверное, оркестры на площади играют сейчас «Все выше и выше». Прекрасная музыка. Хорошие, замечательно правдивые слова. Да, да! Все выше и выше забираются большевики на пользу всего человечества для того, чтобы легче дышалось, радостней жилось; для того, чтобы каждый пролетарий, будь то немец, японец, китаец, негр, так же радостно, смело и весело, как и вы, мог бы справлять первомайский пролетарский праздник.

Сердечный привет вам!»В качестве послесловия

Идея ракетных эскадр К.Э. Циолковского прорабатывалась в ОКБ-1, которым руководил С.П. Королев, в темах «Н3» и «Т-1» на этапе создания баллистических ракет и увеличения дальности их полета. Вопрос о том, какую роль сыграла идея ракетных эскадр в истории советской ракетно-космической техники, долгие годы осторожно обходили стороной (возможно, потому, что в чистом виде эта идея не была реализована). Правда, в последние годы он неоднократно затрагивался на научных чтениях памяти К.Э. Циолковского. Проблема эта требует отдельного серьезного разговора. Приведем лишь убедительное высказывание С.П. Королева из его аналитического труда к эскизному проекту ракеты дальнего действия Р-3 (1949 г.) относительно преобразования идеи ракетных эскадр в компоновочную схему «пакет» (реализована на боевой межконтинентальной баллистической ракете Р-7, 1957 г.), модификации которой позволили осуществить первые и многие из последующих запусков в космос пилотируемых и автоматических аппаратов): «Наиболее перспективным решением для дальностей полета до 8000 км может явиться схема № 3 составной ракеты «пакет», разработанной К.Э. Циолковским. Следует отметить, что значительным преимуществом составных ракет по схеме «пакет» является возможность использования существующей материальной части и производительной базы».

Предсказания Константина Эдуардовича сбылись. Идея ракетных эскадр нашла воплощение через 23 года после ее рождения в самой надежной в мире ракете, претендующей на дальнейшие перспективы развития и применения. И с каждым новым шагом по пути, предначертанному великим ученым, мы слышим снова и снова из глубины прошлого века: «Сердечный привет вам!»

Надежда МАКСИМОВСКАЯ, ст. научный сотрудник Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Алексей ЗИНЧЕНКО, подполковник запаса ВКС, ветеран космодрома Байконур

 

 

Комментарии Я.И. Колтунова

Первые в Мире научно-технические прикладные комплексные теоретические, научно-практические  исследования возможностей создания ракет-носителей (из  3 и 5 параллельных блоков пакетной схемы), ракетных и стартовых комплексов и испытательных полигонов для них для достижения межконтинентальной и космической дальности полёта, а также создания искусственного спутника Земли с одновременным запуском ракетных двигателей всех блоков на Земле были проведены в 1947-1951гг. по предложению и под руководством М.К. Тихонравова его легендарной Группой (так её называют в печати)  в составе 5 молодых инженеров ( Игорь Марианович Яцунский, Лидия Николаевна Солдатова, Глеб Юрьевич Максимов, Ян Иванович Колтунов, Анатолий Викторович Брыков) в НИИ-4 Академии Артиллерийских наук.

Работы проводились на основании разработанного Группой и подписанного С.П. Королёвым Технического Задания с субсидированием и поддержкой работ со стороны ОКБ-1 (Главный Конструктор – С.П. Королёв) по теме НИР «Исследование возможности и  целесообразности создания ракетных пакетов для достижения больших дальностей стрельбы» НИИ-4 ААН.

Ответственным исполнителем и координатором всей темы НИР был И.М. Яцунский. Руководителем и ответственным исполнителем разделов научно-технической тематики по стартовым комплексам, газодинамике и динамике старта, наземному оборудованию, пусковым установкам и стартовым сооружениям, технологическим процессам транспортировки, испытаний, сборки, установки на пусковое устройство, прицеливания, заправки, пуска, наземным стартовым измерениям, разработке ТТТ к ним был Я.И. Колтунов

Он же был ответственным по расчёту трасс и оборудованию района падения испытательного ракетного полигона, работе системы управления пакета при старте и на начальном участке траектории. На первом этапе исследований в 1949г.ему довелось заниматься также вопросами переливания топлива в полёте из внешних блоков в центральный, обеспечением безопасного разделения бортовых коммуникаций при разделении ступеней пакета, вопросами разделения наземных и бортовых коммуникаций при старте. В дальнейшем вопросы переливания в полёте , в связи с большой загрузкой Я.И. Колтунова были поручены Л.Н. Солдатовой, которая занималась  также вопросами  подготовки аэродинамического моделирования и энергообеспечения. И.М. Яцунский и Г.Ю Максимов занимались баллистическими исследованиями, А.В. Брыков – вопросами разделения ступеней и отделения головной  части от разгонной ступени.

Вошедшие в 1949-1950 гг. в Группу Григорий Макарович Москаленко занимался вопросами весового анализа, весовыми уравнениями, а Борис Сергеевич Разумихинвместес Г.Ю. Максимовым – вопросами обеспечения устойчивости полёта.

В дальнейших исследованиях, в связи с существенным усложнением конструкции пакета с переливанием и трудностями  обеспечения безопасного разделения большого числа коммуникаций на первых этапах создания пакетов было решено.