Rambler's Top100

Сайт Яна Ивановича Колтунова

 

Я.И.Колтунов.

О работе студентов- энтузиастов Московского авиационного института – участников и организаторов начала космической эры – изучения и освоения Большого Космоса с помощью ракет.

(Доклад-выступление в МЭИ на собрании, посвященном 37 годовщине полёта Ю.А.Гагарина, и Дню Космонавтики» 10 апреля 1998 г.)

 

По приглашению профессора Белосельского Бориса Сергеевича (Московский Энергетический Институт - МЭИ) - председателя Клуба Ветеранов МЭИ я присутствовал и выступил на торжественном собрании преподавателей, сотрудников, пенсионеров и студентов МЭИ, посвященном 37 годовщине полёта Ю.А. Гагарина - Дню Космонавтики. На собрании выступили: директор МЭИ, затем Победоносцев Константин Александрович - директор Особого Космического Конструкторского Бюро МЭИ (КБ МЭИ недавно исполнилось 50 лет), Ивановский Олег Генрихович, связанный с разработками КБ МЭИ, ОКБ-1 С.П.Королева и РКК “Энергия”, затем выступил я и после меня выступал Копылов.

Собрание состоялось в Малом актовом зале директорского корпуса МЭИ, Красноказарменная улица 14 в 14 часов. В этот же день в 16 часов состоялся торжественный вечер, посвященный Дню Космонавтики в Концертном Зале им. П.И. Чайковского, куда я был приглашен Российским Космическим Агенством. В МЭИ я выступал с 1455 до 1520, после чего уехал на вечер в Зале П.И. Чайковского.

Объявляя мое выступление, директор МЭИ сказал, что слово представляется известному конструктору ракетной техники, представителю Московского Авиационного Института - МАИ и Министерства обороны. Назвал он меня так по своей инициативе, по-видимому, после консультации с профессором Б.С. Белосельским. Я сидел во втором ряду и во время выступления О.Г. Ивановского директор МЭИ после консультации с Б.С. Белопольским подошёл ко мне и спросил, могу ли я выступить следующим, уточнил, видимо для себя, моё имя и направленность выступления. Я дал согласие и соообщил, что было необходимо

Основное тезисно содержание моего выступления в МЭИ:

- Поблагодарил представителей МЭИ за приглашение меня на торжественное собрание МЭИ и представление мне возможности выступить на нем в связи с Днём Космонавтики.

- Поздравил присутствующих с Праздником - Днём Космонавтики от Бюро Группы Ветеранов ракетной, ракетно-космической техники и космонавтики - ГВРТК при Национальном Комитете по истории и философии науки и техники Российской Академии наук - РАН, от Центра “Пионеры ракетостроения” - ЦПР, от представителей первого состава Секции (Отделения) подготовки технического осуществления ракетных и космических полётов (Стратосферной) Авиамоторного и от Авиационного научно-технического общества студентов - АНТОС МАИ, её Специальной Конструкторской Бригады - СКБ и Летно-Исследовательской Группы - ЛИГ, от Объединения, Народного Университета (НУ) космического самопрограммирования -КСП “Космос” при Комитете Космонавтики России, СНГ и от Всемирного Движения космического самопрограммирования (ВДКС).

Я рассказал о работе и планах ГВРТК и ЦПР, сказал о целесообразности сотрудничества Клуба Ветеранов МЭИ с ГВРТК РАН и ЦПР, о создании ЦПР и своих Предложениях по созданию Ассоциации Ветеранов ракетной, ракетно-космической техники и космонавтики. При этом я передал ведущему Заседание утверждённый председателем Бюро ГВРТК академиком Б.В. Раушенбахом и подписанный мною и двумя другими заместителями председателя Бюро ГВРТК - руководителями секторов план работ основных секторов ГВРТК РАН на 1997 год, переходящий на 1988 г. по ряду разделов и направлений.

- Рассказал о том, что мне довелось работать в первом составе Группы М.К. Тихонравова, разрабатывавшей впервые в мире по техническому заданию С.П. Королёва научно-исследовательские темы о возможности и целесообразности создания ракетных пакетов и искусственных спутников Земли, о том, что это задание готовили мы сами, что С.П. Королёв приезжал в нашу группу, называл участников группы “Инженерами с большой буквы”, очень внимательно выслушивал нас и неоднократно в дальнейшем в своих выступлениях говорил, что “Без работы группы М.К. Тихонравова мы были бы намного дальше от практического осуществления ракет любой дальности в пределах Земли, искусственных спутников Земли и космических полётов”. Нашей Группой уже в 1949-56 гг. был опубликован ряд научных отчётов по этим направлениям, состоялись научные доклады, написаны и направлены в различные организации письма и Предложения, в которых Проблема осуществления космических полётов автоматов и человека ставилась достаточно остро

Рассказал о том, что в 1952-53г.г. подготовил комплексные предложения “О возможности и целесообразности создания Искусственного Спутника Земли”, которые подписал М.К.Тихонравов и направил к С.П. Королеву, а С.П. Королев вместе со своими предложениями направил в ЦК КПСС в 1954г. Эти предложения включали следующие основные этапы. Баллистический полёт человека на ракете относительно небольшой дальности. Создание простейшего спутника. Создание пилотируемого спутника для полёта одного человека. Создание спутника - станции для полёта 2-3 человек. Создание орбитальной базы - станции для долговременной работы на ней космонавтов. Мною предлагалась также целесообразная кооперация организаций по подготовке и созданию ракетных и космических средств для осуществления этой программы, указывались основные проблемы и научно-технические задачи, приводились возможные приложения и ожидаемые прикладные результаты реализации программы. М.К. Тихонравов убрал из моего текста лишь две фразы: одну - об использовании меня в качестве космонавта и вторую - о развитии работ по использованию атомной (ядерной) энергии для ракетных двигателей. Вся эта программа была реализована и мне довелось принимать участие в ее осуществлении. У нас, правда, по предложению С.П. Королёва (ОКБ-1) обошлось без этапа осуществления полёта человека по баллистической траектории на ракете сравнительно небольшой расчётной дальности. США, которые шли с запаздыванием к нашим разработкам, использовали и полёт человека на ракете по баллистической траектории, который был осуществлен в США уже после полёта Ю.А. Гагарина.

Мне довелось быть участником - быть в боевом расчете при пуске 12 апреля 1961 г. ракеты Р-7А с Ю.А. Гагариным на борту, выполняя при этом работы по личной просьбе С.П.Королёва. Принимать участие в работе Государственной Комиссии до и после пуска.

Довелось быть в боевом расчете и готовить комплекс наземных стартовых измерений, измерения по газодинамике старта, воздействия газовой струи на наземное оборудование и стартовые сооружения, а также аппаратуру по определению движения ракеты на начальном участке траектории при первом в мире пуске ракеты межконтинентальной дальности - ракеты-носителя Р-7А 15 мая 1957г. Этот комплекс позволил выявить причину аварии на первом пуске и разработать предложения и конкретные рекомендации, которые были реализованы и помогли обеспечению нормальных последующих стартов и проведению отработки первой межконтинентальной и космической ракеты - сложнейшей технической системы - в невиданно короткие сроки. Довелось работать при этом в составе рабочих групп Государственной Комиссии по газодинамике старта, по динамике старта и по работе наземного оборудования и стартового комплекса, быть инициатором, разработчиком Программ и методик, оборудования, а также руководителем и ответственным исполнителем наземных стартовых измерений при пусках ракет, дешифровки и анализа результатов этих измерений, в которых приняли участие представители НИИ-4, Научно-Исследовательский Испытательный Полигон, а в дальнейшем и представители НИИ-88 МОМ и ряда других организаций.

 Довелось в группе М.К.Тихонравова быть ответственным за расчет полигонных трасс с целью выбора наиболее рационального места расположения первого научно-испытательного полигона для ракет - носителей типа Р-7 (мной были рассчитаны более ста вариантов, которые были использованы для выбора всех существующих научно-исследовательских испытательных ракетных полигонов). Довелось быть ответственным за обоснование и разработку тактико-технических требований к стартовому комплексу, к огневым испытательным стендам, к наземному оборудованию и сооружениям технической позиции и стартового комплекса, к оборудованию мест падения ступеней и головной части при создании и отработке ракеты Р-7 и её наземного оборудования. Довелось в этой группе провести исследования, разработки методов расчета возмущенного движения ракеты - расчеты по динамике старта с целью обеспечения безопасного выхода ракеты из уникальной стартовой системы при старте, разработать предложения по ступенчатому выходу 32 основных и рулевых двигателей ракеты на режим номинальной тяги при старте, теоретически и расчетным путем обосновать необходимые веса противовесов стартовой системы для отвода подвижных элементов стартовой системы от ракеты при старте. Довелось провести разработки экспериментальных установок, теоретическое и экпериментальное обоснование и расчеты волновой структуры газовой струи и её силового, теплового и эрозионного воздействия на газоотводные устройства и стартовые сооружения, довелось разработать на этой основе рекомендации по сокращению размеров стартовых сооружений и газоотводных устройств для ракет-носителей.

С.П. Королёв приглашал из Москвы на полигон в 1957 г. группу в составе “теоретика космонавтики” Президента Академии наук академика М.В. Келдыша, академика Г.И. Петрова, профессоров - докторов физико-математических наук А.А. Космодемьянского и И.Т. Паничкина для заслушивания моего доклада по результатам экспериментальных исследований по газодинамике и динамике старта и других наших измерений при первых пусках ракет Р-7, а также моих предложений по резкому сокращению размеров новых стартовых сооружений для ракет такого типа. Эта комиссия поддержала мои предложения и они были в дальнейшем реализованы, что дало большую экономию средств в сотни миллионов прежних рублей. Мне довелось быть “полномочным представителем” группы М.К. Тихонравова на полигонах, сначала в Капустин-Яре, а затем в Тюратаме (Байконур). Довелось быть ответственным исполнителем научно-практических разработок по использованию звукометрической аппаратуры для засечки мест падения головных частей ракет в районе падении при больших удалениях (до 187 км.) звукоприемников от места падения с проведением практических засечек и определением направления на место взрыва в Кап-Яре на “поле Путова” и при падении головной части ракеты Р-1 в районе Новой Казанки. Довелось обосновать предельные размеры блоков ракет, допустимые для перевозки их с заводов на полигон по существующим железным дорогам с учетом стандартных допустимых приближений строений к железнодорожным линиям. Кстати это также явилось одним из критических (наиболее важных) путей для опережения нашей ракетной техникой с ее использованием пакетов ракет с относительно небольшими диаметрами составляющих пакет блоков (3,0-4,1м.) в сравнении с разрабатываемыми в США тяжелыми ракетами-носителями с диаметром блока до 10 м и более. Если бы мы пошли по пути разработки моноблоков с такими диаметрами, а не пакетов, то, из-за отсутствия средств доставки таких ракет на полигон, полёт Гагарина мог бы быть осуществлен у нас не в 1961 г., а на десятки лет позже. Наши рекомендации были учтены и использованы, что явилось основой для того, чтобы наши ракетная техника и космонавтика более десяти лет шли впереди наиболее богатой и индустриально развитой страны планеты - США. Перечисленные разработки имели первостепенное приоритетное для России и международное политическое значение и научно-техническую значимость.

- Необходимо отметить, в работе группы М.К. Тихонравова более 50% стартового ее состава составляли выпускники МАИ - участники работ Стратосферной Секции (Отделения) - подготовки технического осуществления ракетных и космических полётов АНТОС МАИ. Эта Секция (Отделение) была создана по моей инициативе в 1943-45 г.г. как наиболее крупная из всех отделений АНТОС МАИ - межфакультетская Секция. Мне довелось быть её председателем, начальником её СКБ, ЛИГ с 1944 по 1948 г., а до этого участвовать в кружке ракетных двигателей при кафедре физики МАИ, в астрономическом и астрофизическом кружках при Московском Планетарии, прочитать несколько лекций с использованием аппарата Планетария. По рекомендациям руководителей кружков профессоров-докторов ф.м.н. К.Л. Баева, М.Ф. Набокова и опытного лектора Планетария И.Ф. Шевлякова в 1944 г. (16 лет) я был принят в члены Московского Отделения (МОВАГО) и Всесоюзного Астрономо - Геодезического общества (ВАГО). На первом заседании ВАГО в своём сообщении о работе кружка реактивных двигателей и Стратосферной Секции Авиамоторного общества МАИ, о проблемах ракетно-космических полётов мною было предложено создать при ВАГО Отделение подготовки технического осуществления ракетных и космических полётов и проведения астрономических , астрофизических и атмосферных исследований с помощью ракет и космических аппаратов, создать Координационный Совет по подготовке инициативных предложений по этим направлениям. После моего выступления ко мне подошли представители студенчества: из МГУ - Ф.И.Михайлов, представителей МВТУ, института стали и др. Мы учредили Московский студенческий координационный Совет подготовки технического осуществления ракетных и космических полётов, я был избран его председателем и выполнял эти функции до окончания МАИ в 1948 г. и частично после окончания. Я рассказал о наших обращениях с конкретными предложениями в ЦК ВКП(б), в Академию наук СССР, в ЦК ВЛКСМ, в Президиум Центрального Совета Осоавиахима, в Главное Управление гидрометеорологической службы, в Центральную Аэрологическую Обсерваторию, в Министерства авиационной промышленности, Министерство вооружения и в ряд других организаций, о встречах с Президентом АН СССР академиком С.И. Вавиловым, Л.А. Орбели, Б.Н. Юрьевым, И.В. Курчатовым, Г.А. Тиховым, директором Пулковской обсерватории, академиком А.А. Михайловым, С.В. Орловым, Н.Д. Папалекси, И.Е. Таммом и др. Рассказал о разработанных проектах составных ракет и ионосферного самолёта, о наших предложениях по развитию ракетной техники и космонавтики, воссоздании стратосферной Комиссии при Академии наук, о прохождении специальных тренировок в барокамере кафедры авиационной медицины центрального института усовершенствования врачей под руководством инженер-полковника медицинской службы В.В. Стрельцова и др. вместе с известными парашютистами-высотниками и стратонавтами, об окончании парашютной школы, полётах на планере и на аэростате ЦАО. Рассказал о том, что стратосферная секция и отделение Авиационного научно-технического общества студентов АНТОС МАИ была крупнейшей в МАИ секцией и отделением АНТОС, о выпуске газет и информационных бюллетеней «Освоить стратосферу» и «Путь в космос», а также сборников трудов студентов-энтузиастов изучения и освоения космоса прямыми методами – с помощью ракет. Рассказал о том, что по рекомендации М.К. Тихонравова участвовал в расчётах и в лётных испытаниях первой в СССР 4-х составной ракеты на твердом топливе конструкции П.И. Иванова на Краснознаменном артиллерийском полигона под Ленинградом в июле 1946 г. Рассказал о прохождении специальной практики по отечественной и трофейной ракетной технике и радиолокации членов Совета стратосферного отделения АНТОС по рекомендации и с помощью известных ГИРДовцев Ю.А. Победоносцева, М.К. Тихонравова и др. Рассказал о своем дипломном проекте составной ракеты на жидком топливе на высоту 500 км., о проведенных расчётах, прочитанных для нас и мною факультативных курсов по обоснованию и расчету высотных ракет, о выполненных членами нашего межфакультетского организованного мною Отделения АНТОС подготовки технического осуществления ракетных и космических полётов, его конструкторской бригады и лётно-исследовательской группы конкретных разработок, расчётов, курсовых и дипломных проектов по ракетной технике, о проведенных нами впервые в Москве научно-технических конференций по ракетно-космической науке и технике и радиолокации. Рассказал о своем докладе «К.Э. Циолковский и будущее» с изложением предложенной мною программы - минимум и программы - максимум изучения и освоения космоса и информацией о сделанных нами поисковых исследованиях, разработках и расчётах на собрании энтузиастов ракетных и космических полётов из числа студентов – выпускников, инженеров и специалистов из различных организаций и авиационных заводов. Моё сообщения было выслушано с большим внимание.