Rambler's Top100
Сайт Яна Ивановича Колтунова

Отчёт о психологическом обследовании групп,
занимающихся по методике Я.И Колтунова

 

Обследование состояло из 2-х частей: 1) изучение документов, отражающих теоретические и методические предпосылки предлагаемой  методики; 2) исследование методов психорегуляции, применяемых в процессе практических занятий, а также определение их воздействия на психофизиологическое состояние занимающихся.

     Анализу подверглись три документа, написанные Я.И.Колтуновым: «Коммунистическое саммопраграммирование как часть общественного производства, воспитания, путь неограниченного гармоничного развития личности», «Основные аутопрограммы самоконтроля и правила занятий (правила техники безопасности на первом этапе освоения методов комплексного самопрограммирования)», «Методика практических занятий групп общей физической и комплексной гармонической подготовки».

     Автор справедливо указывает на необходимость самосовершенствования человека и предлагает для этого оригинальную методику коммунистического самопрограммирования, основанную на использовании методов физических упражнений в сочетании с различными методами психорегуляции. При этом указывается, что в предлагаемой методике используется как древний опыт человечества (в основном опыт, содержащийся в древних источниках народов Китая, Японии, Тибета, Индии и, в частности, опыт йогов), так и современные методы психорегуляции (аутогенная тренировка, психомышечная тренировка и др.). Однако, автору не удалось провести анализ и обобщение существующего опыта, что помешало ему научно обосновать основные посылки своей системы тренировки. Поэтому они носят довольно электрический характер и опираются преимущественно на древний опыт. В нём действительно содержится много интерестного и полезного и, надо отдать должное автору, он многое из него берёт. Однако при этом современный опыт психорегуляции им почти не анализируется и мало используется. Кроме того, иногда он недостаточно кретично и обоснованно использует терминологию и методы, заимствованные из учений йогов, которые не получили пока серьёзного научного обоснования с матереалестических позиций. Сюда можно отнести, например, такой приём как «энергетическая подпитка», «энергоинформационные или полевые взаимодействия», которые основаны на наивных представлениях древних об использовании энергии космоса. Причём не делается даже никаких попыток к их объяснению, если не считать туманных рассуждений о взаимодействии вещества на разных уравнях его организации и о том, что «любая мысль вызывает определённые взаимодействия в окружающей среде…»

     В рецензируемой работе много говорится о больших возможностях предлагаемой системы самопрограммирования в отношении развития и совершенствования многих психических процессов, функций и качеств человека, однако при этом не приводится почти никаких объективных результатов, подтверждающих сказанное, за исключением данных из личного опыта автора а также опыта некоторых, занимающихся по его системе ( эти данные представлены в таблице № 2). Естественно, что эти данные не являются достаточным основанием для суждения о действительной эффективности предлагаемой методики самопрограммирования.

     Автор, по-видимому, и сам хорошо сознаёт указанные недостатки, поскольку в «Выводах и предложениях» он указывает на то, что дальнейшее использование его метода требует проведения систематических комплексных научных исследований.

     Предлагаются некоторые начальные аутопрограммы комплексного самопрограммирования (они представлены в таблице №1). Аутопрограммы делятся на простые и усложнённые. Простые программы направлены на развитие навыков саморегуляции, без каторых не возможно дальнейшее совершенствование их. Это навыки расслабления, управление некоторыми органами и системами (регуляция ритма дыхания, сердца, тонуса сосудов), снятия боли, повышение чувствительности органов осязания, обоняния, слуха, зрения, концетрации внимания.

     В усложненных программах предусматривается дальнейшее совершенствовании навыков, достигнутых с помощью выполнения простых программ, а также развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления и др.

                                               

     Имеются ещё и сложные программы, в которых ставится цель – совершенствование высших психических функций, а также регулирование работоспособности и изменение уровня взаимодействия с людьми (общение и т.п.).

     Необходимость осуществления этих программ не вызывает сомнений, т.к. это способствует существенному повышению психических возможностей человека. Остаётся непонятным только содержание таких сложных программ как «Создание положительного поля», «Защита от мысленных воздействий», «Видение через объект сосредоточения».

    Методика реализации некоторых перечисленных программ более подробно описана в двух документах: «Основные аутопрограммы самоконтроля и правила занятий» и «Методика практических занятий групп общей физической и комплексной гармонической подготовки». В первом из них содержится подробное перечесление правил занятий с применением аутопрограмм. Следует отметить, что в правилах подчёркивается постепенность в овладении новыми упражнениями и приёмами психорегуляции. При этом большое значение придаётся формированию у занимающихся навыков самоконтроля состояния ЧЧС, числу дыханий и самочувствию. Больше того, предлагаются оригинальные методы самоконтроля текущего состояния непосредственно в процессе выполнения упражнений - по остроте ощущений пульсовых ударов в разных точках тела, (в пальцах рук и ног, на любом участке тела), а также по способности к концентрации внимания на разных объектах одновременно (например, на ЧЧС в 2-х или 3-х точках одновременно или на частоте дыханий и пульсе и т.п.). Как только пульс в заданных точках не ощущается или ослабевает концентрация внимания, рекомендуется снизить нагрузку, либо вовсе прекратить её.

     Большое внимание уделяется также и медецинскому контролю.

     К недостатку следует отнести слишком общее описание аутопрограмм, что не даёт возможности представить их содержание, например, «Радиационной программы» или «Программы терморегуляции».

     Во втором документе описывается методика проведения занятий. Приводится содержание разминки, статических и динамических упражнений, однако некоторые из них, а также приёмы психорегуляции описаны излишне лаконично. Иногда просто приводятся названия упражнений (дыхательные, для глаз, для развития трудовых и творческих навыков и др.) без раскрытия их содержания. Это относится ко всем статическим упражнениям (позам), которые заимствованы из системы йогов.

     В целом «Методика практических занятий» даёт лишь самые общие представления о применяемых способах тренировки и не позволяет судить именно о методике занятий.

     Ради справедливости следует отметить, что при общении с автором выяснилось, что у него имеются довольно подробные разработанные планы и методика занятий. Ознакомление с ними позволило нам гораздо полнее представить их содержание, а также применяемые методы и приёмы психорегуляции.

     Перейдём к описанию работы, проделанной в ходе обследования занимающихся непосредственно в процессе занятий. При этом ставились следующие задачи: выявить методы психорегуляции, используемые в занятиях; определить воздействие занятий на психическое состояние и работоспособность занимающихся.

     Для решения указанных задач использовались следующие методики исследования: психолого-педагогическое наблюдение; методика самооценки психического состояния с использованием семантического дифференциала – ФСАМ (Р. Маттезиус и др., 1972); инструментальные методики измерения электрокожной провидимости ( ЭКП ) и квазиустойчивой разности потенциала головного мозга ( КСП ).

     Перечисленные методики исследования использовались до и после проведения занятий. Кроме того, оценивалась способность занимающихся к самоконтролю и саморегуляции психического состояния и работоспособности. Самооценка проводилась по шести бальной системе по специальной шкале, разработанной в лаборатории психорегуляции ВНИИФК.

     Определение уровня саморегуляции осуществлялось с помощью психофункционального теста, в котором занимающимся предлагалось войти в состояние релаксации, а затем – мобилизации. При этом у них регистрировались показатели ЭКП и КСП. По направлению и величине показателей определялась способность занимающихся входить в требуемое состояние.

     В результате психолога – педагогических наблюдений выяснилось, что занятия по методике Я.И. Колтунова представляет собой комплексное сочетание метода физических упражнений с аутогенной тренировкой и методов закаливания. Использовались занятия двух видов: по статическому самопрограммированию и динамическому самопрограммированию. Первый вид занятий представляет собой выполнение статических упражнений, состоящих преимущественно из различных поз (асан), используемых в системе йогов. В процессе их выполнения осуществляются различные аутопрограммы, направленные на расслабление отдельных мышечных групп. На концентрацию внимания на ощущения тепла и ударов пульса в различных участках тела, на правильный ритм дыхания, на различные образные представления (например, представить морской пейзаж с шумом волн и ощущением солнечного тепла) и др. При этом, постоянно обращается внимание на самоконтроль с подсчётом частоты дыхания и пульса, включая и подсчёт пульса с помощью ощущений с различных участках тела.

     Занятия по динамическому самопрограммированию посвящаются бегу и его разновидностям в сочетании с выполнением различных аутопрограмм и закаливанием. В процессе бега широко используются приёмы, такие как представление, воображение, концентрация внимания, идеомоторная тренировка и др. При этом реализуется большое число аутопрограмм, требующих участия практически всех анализаторов человека. Например, во время бега предлагается любоваться окружающим пейзажем или обратить внимание на определённые цветовые гаммы, либо слушать пение птиц и вслушиваться в определённые звуки, а иногда делать всё это одновременно.

     Применяются самые различные виды бега ( с поворотом ног и туловища в разные стороны, бег – полёт, бег – танец, бег по лестнице, бег с ускорениями, причём часто это сочетается с разными упражнениями, например, с вращением рук, туловища, и т. п. ). Такого рода занятия позволяют довольно легко переносить тренировочные нагрузки  и одновременно совершенствовать много полезных психических качеств, таких как объём, концентрация и распределение внимания, память, оперативное мышление, психомоторная координация и др.

     В занятиях предусматривается и система закаливания. Не рекомендуется одевать лишнюю одежду, используются специальные упражнения по терморегуляции организма с применением самовнушения, ощущения тепла в различных участках тела. Многие занимающиеся бегают босиком по снегу и в полуобнажённом виде. Причём могут бегать довольно долго – по часу и более.

     Занятия по динамическому самопрограммированию заканчиваются обычно выполнением вышеописанных статических упражнений и подсчётом числа дыхания и пульса.

     Оба вида занятий начинаются с настроя на занятия и последующей разминкой. Настрой представляет собой необычную процедуру. Занимающимся предлагается представить луч, выходящий из области межбровья, и мысленно вращать его вокруг себя. При этом нужно настраивать себя на положительное отношение к тренировочному занятию и каждому из занимающихся. Затем лучом охватываются все занимающиеся и при этом внушаются или самовнушаются такие гуманистические моральные установки, как оказание взаимопомощи в занятиях и в жизни, направленность на достижение коммунистических идеалов, на совершенствование лучших человеческих качеств и т.п. Радиус луча может расширяться до масштаба города, страны, земного шара и, наконец, в космос.

     Такого рода настрой основан, по-видимому, на наивных представлениях древних народов Востока о существовании микро- и макрокосмической энергии, которую можно черпать из космоса и вновь излучать её туда, а также взаимодействовать с её помощью друг с другом. Такое представление не имеет пока ещё достаточно научного обоснования и носит явно мистический характер. Поэтому использование психологического настроя выше указанной форме придаёт ему характер чуть ли религиозного ритуала и конечно же нецелесообразно. Такого же результата можно достигнуть простым внушением или самовнушением тех же самых гуманистических идеалов, не прибегая к мистике.

Нельзя не отметить, что описанное неверное положение о космической энергии используется также в некоторых приёмах психорегуляции, применяемых в процессе выполнения физических упражнений. Это относится к так называемой «энергетической подпитке» различных органов и систем. Например, при выполнении упражнений на гибкость, связанных с сильным растяжением мышц, рекомендуется «подпитывать» наиболее растянутые мышцы (или зону) путём концентрации внимания с начала на космосе, затем на солнечном сплетении, на горловом сплетении (область ярёмной ямки) и, наконец, на растянутой зоне. Это, якобы, позволяет зарядиться космической энергией и перенести её в нужную часть тела, что облегчает выполнение упражнения.

     На самом деле механизм указанного явления может иметь совсем другое объяснение. Сейчас имеется целый ряд исследований, в которых показано, что концентрация внимания на определённых частях тела (и даже органах) с соответствующими образными представлениями вызывает прилив крови к этому участку, а также различные ощущения в его области (тепла, дуновения ветра и т.п.). Если эти ощущения направить на такие зоны как солнечное или горловое сплетение, где находятся крупные нервные узлы, а также железы внутренней секреции, то это вызывает их активизацию, выделение соответствующих гормонов и повышение работоспособности организма (А. А. Лобзин с соавт., 1977; В. В. Динейка, 1980, 1982; Е. А. Копылова с соавт., 1978 и др.). Таким образом, использование вышеописанных приёмов типа «энергетическая подпитка» имеет под собой достаточное научное обоснование, однако они должны быть лишены какой бы то ни было мистической окраски и ритуальности.

     Результаты исследования занимающихся по методике Я. И. Колтунова свидетельствуют о том, что в целом тренировочные занятия весьма положительно влияют на их психическое состояние и работоспособность. В таблице № 1 представлены данные, отражающие изменение самооценок физического состояния (ФС), активности (А) и настроения (Н) у занимающихся до и после тренировочных занятий.

Из таблицы видно, что у абсолютного большинства произошли положительные изменения в психическом состоянии под влиянием занятия (уменьшения величины измеряемых показателей расценивается как улучшение состояния). Так ФС улучшилось у 18 человек из 20, а А и Н положительно изменилось у 17 человек.

 

Изменение психического состояния занимающихся до и после занятий.

 

                                                Таблица № 1

 

         

Фамилия

До

После

ФС

А

Н

ФС

А

Н

1.

Некрасова

4.5

2.7

2.6

1.6

1.5

2.2

2.

Хрипунов

2.8

2.1

1.8

2.5

2.1

1.6

3.

Кирпичёва

1.75

1.25

2.0

2.1

2.0

1.3

4.

Семёнова

2.4

1.5

1.5

1.0

2.0

1.4

5.

Лаптева

3.0

2.7

2.2

2.0

2.0

2.0

6.

Чивелева

2.4

2.4

3.0

1.4

1.6

3.0

7.

Орехов

1.5

1.8

1.2

1.1

1.3

1.3

8.

Малышев

2.8

2.1

2.0

1.4

1.2

1.2

9.

Макарова

2.8

2.1

2.0

1.4

1.2

1.2

10.

Сигалев

4.6

4.6

4.6

1.0

2.0

1.0

11.

Кирилов

2.1

1.8

2.1

1.5

1.2

1.1

12.

Зорько

2.5

1.5

1.5

1.3

1.1

1.1

13.

Бирюков

2.5

2.0

2.1

2.7

2.1

2.1

14.

Конюшихин

4.6

4.6

4.6

2.1

2.0

2.3

15.

Воронов

3.3

2.5

3.6

3.5

3.1

3.2

16.

Чивелев

3.5

2.6

3.5

2.1

1.5

1.5

17.

Сорокина

3.1

2.6

2.4

1.8

1.7

1.7

18.

Зенин

2.8

2.1

2.7

2.0

1.2

1.3

19.

Владимирова

4.2

4.5

4.5

2.3

1.9

3.3

20.

Маурах

2.8

2.1

2.0

1.4

1.2

1.2

 

 

Результаты измерения самооценок работоспособности (СОрс) и нервно-психологической активности (СОнпа), а также ЭКП и КСП позволяют говорить о положительных изменениях в психической работоспособности и эмоциональном состоянии занимающихся, происшедших под влиянием занятий (см. таблицу №2).

     Из таблицы №2 видно, что как самооценки, так и объективные показатели психической работоспособности и нервно-психической активности после тренировки у большинства занимающихся улучшились. Судя по данным ЭКП, эмоциональное состояние в 10 случаях из 13 в конце тренировки либо улучшилось, либо оставалось в пределах нормы, а по данным КСП - работоспособность повысилась – 11 человек.

     Способность занимающихся к самоконтролю психической работоспособности и эмоционального возбуждения определялась соответствием направления изменения самооценок психической работоспособности и нервно-психической активности объективным их измерением – КСП и ЭКП.

     9 человек из 13 правильно оценили изменение психической работоспособности. Надо сказать, что это довольно высокий показатель. Например, в сборной команде СССР по борьбе Дзюдо точно оценивают себя не больше 50 % борцов.

 

Результаты тестирования занимающихся до и после тренировки по динамическому самопрограммированию.

   

 

Таблица № 2

 

Фамилия

До тренировки

После тренировки

СОрс

СОнпа

ЭКП

КСП

СОрс

СОнпа

ЭКП

КСП

баллы

(мо)

(мв)

Баллы

(мА)

(мв)

1.

Чивелев

3

4

3.2

32

2

4

5.2

54

2.

Сорокина

3

4

1.6

28

2

4

1.4

26

3.

Зенин

3

3

1.4

36

2

3

1.6

44

4.

Владимирова

3

2

0.2

44

2

3

3.0

62

5.

Маурах

2

5

3.0

-10

3

2

0.2

-4

6.

Скачедубова

3

3

0.4

20

2

5

2.0

26

7.

Козлова

3

3

4.0

40

2

5

22

40

8.

Колодяжный

3

3

20

18

2

3

5

30

9.

Полежаев

4

3

0.2

22

2

5

0.8

40

10.

Рязанов

3

5

1.6

14

3

3

1.0

38

11.

Белов

1

4

3.4

22

1

5

4.6

40

12.

Случевская

3

4

2.6

20

2

5

3.8

26

13.

Лощинин

2

3

2.4

22

2

3

7.6

30

 

     Перейдём к анализу результатов изучения способности занимающихся к саморегуляции психического состояния и работоспособности (см. таблицу №3).

     Из таблицы видно, что у большинства занимающихся наблюдается адекватное ЭКП и КСП, соответствующие вхождению в требуемое состояние. Так, при вхождение в состояние релаксации ЭКП снизилось у 17 человек из 20, а в состоянии мобилизации она повысилась у 15 занимающихся. Это значит, что они смогли довольно чётко регулировать уровень эмоционального возбуждения в соответствии с требуемым состоянием. Примерно то же можно сказать и о регуляции психической работоспособности. У 16 человек она снизилась при вхождении в состояние релаксации и у 13 занимающихся в состоянии мобилизации.

     Если вновь обратиться к сравнению с членами сборной команды СССР по Дзюдо, то у них лишь 42 % спортсменов владеют навыками саморегуляции. А ведь нужно учесть, что среди занимающихся в группе Я. И. Колтунова много пожилых людей (средний возраст их 44 года), перенёсших различного рода болезни.

 

Изменение степени эмоционального возбуждения и психической работоспособности занимающихся в процессе саморегуляции психического состояния.

     

Таблица № 3

 

Фамилия

ФОП

Релаксация

Мобилизация

ЭКП(мо

КСП(мв

ЭКП(мо

КСП(мо

ЭКП(мо

КСП(мв

1.

Воронов

1.5

56

0.2

52

0.6(пар)

52(пар)

 

2.

Некрасова

1.0

20

0.2

10

1.8

18

3.

Кириллов

2.0

36

0.8

30

3.4

38

4.

Зверева

1.4

26

9.6(пар)

28(пар)

3.6

20

5.

Лаптева

1.0

8

0.2

6

2.4

10

6.

Вишневская

3.0

12

1.4

11

4.2

13

7.

Козлова

24

36

12

30

32

37

8.

Семёнова

0.4

26

0.2

18

0.4

28

9.

Бирюков

1.0

26

0.2

24

6.0

28

10.

Зорько

0.4

50

0.2

44

4.0

52

11.

Случевская

1.2

22

1.0

2

2.4

25

12.

Аржанов

0.8

34

1.2

35

3.2

35

13.

Скачедубова

1.6

8

1.0

4

2.8

13

14.

Скачедубов

20

30

2.0

29

18

32

15.

Мазнев

10

42

0.2

38

12

40

16.

Северова

7.6

30

5.4

26

18

28

17.

Царенкова

4.0

48

7.7

48

2.0

50

18.

Егоров

22

24

22

26

26

20

19.

Лощинин

6.0

40

2.4

36

13

43

20.

Колтунов

0.4

26

0.2

23

4.4

32

 

     Приведённые данные свидетельствуют о том, что методика коммунистического самопрограммирования является довольно эффективным средством развития и совершенствования некоторых психических функций и качеств человека. Прежде всего это касается таких важнейших из них как способность к самоконтролю и саморегуляции. Можно полагать, что занятия по указанной методике способствуют совершенствованию и многих других психических функций и особенно высших – внимания, памяти, мышления. Однако для этого необходимо проведение дополнительных исследований. Сказанное полностью относится и к личностным особенностям человека, тем более, что данная система занятий претендует и на совершенствование личного статуса его.

     В целом анализируемая методика является оригинальной формой развития и совершенствования физических и психических возможностей человека. Следует подумать о том, чтобы использовать отдельные её элементы и приёмы в спорте, а также в массовом физкультурном движении. Однако для этого нужно прежде всего гораздо более подробно и разносторонне исследовать её, решительно очистив от всяческой мистификации и некритического перенесения древнего опыта (хотя в нём имеется много положительных моментов) в реальную действительность.

 

Зав. отделом психологии

и психогигиены                                                                           Н. А. Худадов.

 

Экспериментатор                                                                       Ю.Б. Никифоров.